В рамках проводящихся на территории Латвии праздничных мероприятий, посвященных двухсотлетнему юбилею Отечественной войны 1812 года, их организаторы особое внимание уделяют просвещению школьников, почти ничего не знающих о тех героических событиях. С этой целью в школах Риги и Даугавпилса проводятся просветительские лекции для педагогов и учащихся - призванные восполнить данный пробел в их знаниях. Кроме того, готовится исторический конкурс для школьников, а также очередная книга, рассказывающая об одном из ярких местных эпизодов борьбы с наполеоновским нашествием.

Школьникам рассказали о войне 1812 года

Организацией лекций среди школьников озаботились такие видные представители русской общины, как председатель правления Рижского Славянского исторического общества Олег Пухляк, депутат Сейма Елена Лазарева, президент Латвийской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (ЛАПРЯЛ) Елена Бердникова. Необходимость данных лекций О. Пухляк в разговоре с ИА REGNUM обосновал следующим образом: "Дело в том, что за проведение памятных мероприятий отвечает специально созданный Юбилейный комитет. Он уже провел огромное количество мероприятий: выездов на места исторических событий, выставок, публикаций. Однако, одна из главнейших его задач состоит не только в организации разных акций, но и в максимально широком информировании населения о том, что здесь происходило в 1812 году. Однако, в современной школьной программе истории немало событий изложено, что называется, скороговоркой - хотя, на мой взгляд, они заслуживают куда более внимательного рассмотрения. Наглядный пример: как раз таки война 1812 года. Многие и не подозревают, что ряд значимых битв той кампании имел место на территории нынешней Латвии - в частности, велись ожесточенные бои под Ригой и Динабургом. Вот поэтому, мы и решили провести в тех школах, где получится, лекции на данную тему. Хочется, чтобы учащиеся, которые еще только вступают во взрослую жизнь и формируют свое отношение к окружающему миру, узнали о столь важных событиях из истории родного края".

Последняя на нынешний момент лекция такого рода была проведена 28 февраля в одной из крупнейших рижских школ - Пурвциемской средней школе. На нее собрались учащиеся 10-12 классов этого учебного заведения. В ходе лекции Олег Пухляк подробно поведал затаившим дыхание школьникам о битвах двухсотлетней давности и об их героях. "Конечно, когда на урок приходит человек "со стороны", ученики сначала воспринимают его с некоторой настороженностью. Так нередко бывало и на этот раз. Впрочем, на мой взгляд, первичное недоверие нам удавалось успешно преодолеть - благодаря увлекательному, как я надеюсь, рассказу о той теме, которой я занимаюсь в последние годы, как историк. Тут, главное, суметь зацепить подростка за живое: "Ребята, а вы знаете, что такое Эспланада?" "Конечно, знаем - так называется парк в Риге!" "А откуда вообще появилось такое название?" Завязывается оживленная дискуссия, в ходе которой дети узнают, что эспланада - французское слово, обозначающее широкое открытое пространство перед крепостью. В период войны 1812 года это слово было очень актуально - с тех времен оно и "перекочевало" к нам. И подобным образом мы обсудили с детьми очень многое. К сожалению, весьма заметен определенный вакуум в знаниях представителей подрастающего поколения - связанный во многом с тем, что в современной культуре развлекательный аспект почти полностью вытеснил обучающий и воспитательный. Данный вакуум необходимо наполнять - естественно, не перегружая при этом ребенка сверх всякой меры. Надеюсь, что после наших встреч у детей остался интерес к затронутым темам, и в дальнейшем они будут стремиться узнавать что-то по ним уже самостоятельно", - рассказал историк ИА REGNUM.

Добиться учительского содействия!

До встреч с рижанами имели место несколько мероприятий, проведенных О. Пухляком с учащимися даугавпилсского Русского Лицея, а также с преподавателями русского языка и литературы из школ этого же города. Разговор с учителями, по словам историка, оказался особенно важен: "Для того, чтобы передать кому-то знания, нужно сначала самому их получить. Но будем откровенны: сейчас наш педагог настолько "утрамбован" в некую заданную колею, что шаг влево или вправо рассматривается как нечто экстраординарное. И речь тут идет даже не о каких-то идеологических препонах, а, в первую очередь, о чисто человеческом факторе - у рядового учителя часто не остается ни сил, ни времени на то, чтобы выходить за пределы утвержденной программы. Однако, если все время оставаться лишь в ее рамках, то тот уровень знаний, который получают учащиеся, неизбежно оказывается чересчур скудным и неполным. Ну а если речь идет об истории твоего родного города, то ты просто обязан знать о выдающихся событиях, с которыми ассоциируется его имя. Оборона Динабургской крепости является выдающимся фактом - ведь обороняющимся удалось остановить и отбросить войско Наполеона Бонапарта, пользовавшееся славой непобедимого. Во многом, благодаря этому захлебнулось наступление агрессора на северном направлении, оказался спасен Санкт-Петербург - что повлияло, без сомнения, на весь ход истории человечества. Безусловно, жителям нынешнего Даугавпилса очень приятно узнавать, что их город двести лет назад был не просто точкой на карте и здесь происходили события мирового значения... К чести педагогов, они встретили меня с большим интересом - на лекции царила доброжелательная рабочая атмосфера. Очень рассчитываю, что информация, которую я донес до даугавпилсских учителей, в дальнейшем была ими использована на своих собственных уроках. Тем более, что я оставил им кое-какие пособия и методические наработки - в виде текстов своего авторства и иллюстраций".

Глава ЛАПРЯЛ Елена Бердникова в разговоре с ИА REGNUM ответила на вопрос, зачем дискуссию о преподавании истории потребовалось устраивать для учителей русского языка и литературы: "На самом деле любой грамотный специалист прекрасно понимает, что ту же русскую литературу невозможно преподавать без хорошего знания истории. Это тесно взаимосвязанные вещи, которые никак нельзя разделить - ведь многие нюансы и факты, о которых идет речь в книгах классиков, невозможно полноценно оценить без хотя бы приблизительного знания исторического контекста. К счастью, принятый в Латвии лицензированный школьный курс русской литературы предусматривает возможность включения некоего исторического, краеведческого аспекта - что и позволило нам провести эти лекции".

В свою очередь, депутат Сейма Елена Лазарева, также очень способствовавшая организации лекций об Отечественной войне для школьников, рассказала ИА REGNUM, что, по ее мнению, их качество зависит, в первую очередь, от педагогов: "В одной из школ, куда мы пришли, ученики смотрели на нас глазами, в которых читалось, мягко говоря, недоумение: кто вы такие и что вам от нас надо? Зато в другой школе, где учитель проделал предварительную подготовительную работу, нас принимали с нешуточным интересом - там учащихся уже не приходилось "раскачивать" для того, чтобы внушить им любопытство к теме. Ведь многие подростки потенциально способны ощущать трепет от живого соприкосновения с историей - нужно лишь хоть немного их подтолкнуть к этому. Тем более, что наши лекции были построены таким образом, что на них речь шла, в первую очередь, о событиях, имеющих прямое отношение к городам проживания этих школьников - к Риге или Даугавпилсу. К счастью, большинство педагогов все же являются людьми любознательными и неравнодушными - и они с удовольствием оказывают нам всяческое содействие..."

В будущем встречи с учащимися предполагается продолжать - не только в школах, но и, по возможности, в вузах. Как пояснил О. Пухляк, организация подобных мероприятий, даже если они запланированы в изначально "дружественных" школах, является вопросом целого ряда согласований: "Необходимо сначала договориться с администрацией учебного заведения, с завучем, затем непосредственно с классными руководителями. Потом, нужно еще выбрать абсолютно устраивающее всех время, не затрагивающее "программных" учебных занятий - что, в ряде случаев, оказывается не так уж и легко. Поэтому, огромнейшее спасибо тем педагогам, которые согласились пойти нам навстречу и помочь с организацией этих лекций".

Интерес школьников к событиям 1812 года предполагается стимулировать не только за счет организации встреч и бесед с историками. В настоящее время разрабатывается положение о конкурсе исследовательских работ о войне 1812 года для школьников - в ближайшее время оно будет опубликовано на сайте ЛАПРЯЛа. По словам главы организации Елены Бердниковой, значение подобных конкурсов нельзя недооценивать: "Конечно, школьная исследовательская работа - это не диссертация, и даже не студенческий "курсовик". Однако, подготовка подобных работ очень важна, поскольку она позволяет школьникам создать существенный фундамент знаний, способный значительно помочь им в будущем. Например, у нас уже несколько лет проводится школьный конкурс "Великие события и великие люди России". В числе победителей этого конкурса неоднократно оказывался учащийся рижского Пушкинского Лицея Юрий Николенко. Дальнейшую учебу он предполагает проходить в России. Мы надеемся, что и новый исторический конкурс о войне 1812 года поможет кому-то из его участников определиться со своим будущим..."

Самоуправление Даугавпилса не помогло издать книгу о родном городе

Просвещению школьников в вопросах войны 1812 года мог бы существенно помочь и выпуск книг на эту тему. Одна из таких книг, за авторством того же О. Пухляка, уже вышла в свет - она называется "Действия русского и английского флотов под Ригой в 1812 году". К настоящему моменту уже готова к печати и следующая (но не последняя!) его книга из этой же серии, повествующая о динабургской обороне. Ее рабочее название - "Динабургская крепость в вихре 1812 года". Исследователь рассказал, что нашел человека, проявившего интерес к данной книге и к тому, чтобы, возможно, проспонсировать ее издание. Впрочем, фамилию доброхота историк пока называть отказывается - чтобы не спугнуть удачу. Тем более, что у него уже имеется негативный опыт попыток наладить сотрудничество с городской Думой Даугавпилса в лице ее вице-мэра Виталия Азаревича (к слову, до того как перейти работать в Думу, В. Азаревич сам был директором одной из местных школ). По словам О. Пухляка, его стремление заручиться финансовой помощью даугавпилсской Думы выглядело вполне естественным: "Ведь в книжке речь идет о Даугавпилсе, о ярких событиях из его истории! К тому же, представители тамошнего самоуправления постоянно твердят о необходимости повышать известность своего города, делать ему рекламу, чтобы привлечь как можно больше туристов. А появление книги, в которой рассказывается о героической динабургской обороне, о городской Крепости, несомненно этому бы поспособствовало. В общем, записался я на прием к г-ну Азаревичу - спасибо, ему, кстати, за потраченное на меня время. Встретились, объяснил ему ситуацию, показал уже готовый макет книги. Речь не шла о каком-то супердорогом роскошном издании с множеством иллюстраций - мы специально подготовили скромный "бюджетный" вариант. В целом, это выходило ориентировочно 400-500 латов за пятьсот экземпляров. Не может ли Дума Даугавпилса помочь с изданием? Азаревич ответил, что все это, несомненно, представляет интерес - так что, вы, дескать, позже перезвоните по данному вопросу. Я и перезвонил позже - а он меня попросил связаться с ним еще попозже. Одним словом, после нескольких попыток наладить диалог я понял, что это дело бесполезное. Нужно искать издателя в Риге. И, как я надеюсь, мне его удалось найти. Если все сложится удачно, то, как я искренне рассчитываю, книга выйдет в начале марта. В случае же, если против ожиданий, человек, которому я выслал макет книги, не захочет заниматься ее изданием - ну что ж, придется возобновить суету по поиску издателя..."

На данный момент у Олега Пухляка, помимо двух вышеупомянутых книг, готов материал для еще, как минимум, четырех изданий, в которых рассмотрены разные аспекты событий двухсотлетней давности. Вместе они будут представлять собою уникальную энциклопедию, посвященную войне 1812 года на территории современной Латвии. Историк искренне надеется, что все эти книги когда-нибудь увидят свет.