ОАО "РЖД" грозит инициировать судебные разбирательства в отношении ряда регионов по вопросу субсидирования выпадающих доходов пригородным пассажирским компаниям (ППК). Об этом сообщается в пресс-релизе, распространённом службой корпоративных коммуникаций Горьковской железной дороги - филиалом ОАО "РЖД". В нём также даётся список регионов, кто и на сколько компенсирует убытки ППК.

По данным железнодорожников, в текущем году 17 регионов полностью оплачивают все выпадающие доходы ППК. В то же время органами государственной власти пяти субъектов РФ не предусмотрены средства в бюджетах на компенсацию выпадающих доходов пригородных пассажирских компаний: это Владимирская область, Тверская область, Вологодская область, Ленинградская область, Приморский край.

К регионам, компенсирующим 10% убытков и менее относятся: Архангельская область - 10%, Орловская область - 10%, Республика Мордовия - 9%, Ставропольский край - 9%, Пензенская область - 9%, Чувашская Республика - 8%, Брянская область - 8%, Мурманская область - 7%, Республика Карелия - 7%, Липецкая область - 6%, Белгородская область - 5%, Республика Марий Эл - 4%, Новгородская область - 4%, Курская область - 4%, Костромская область - 3%, Псковская область - 3%, Воронежская область - 2%.

К регионам, компенсирующим от 11% до 20% убытков относятся: Ярославская область - 18%, Владимирская область - 18%, Республика Бурятия - 18%, Ульяновская область - 17%, Калининградская область - 16%, Забайкальский край - 15%, Амурская область - 14%, Тамбовская область - 14%, Чеченская Республика - 13%.

К регионам, компенсирующим пригородным компаниям от 21% до 50% убытков относятся: Саратовская область - 43%, Смоленская область - 42%, Ростовская область - 41%, Ивановская область - 37%, Челябинская область - 31%, Кабардино-Балкарская Республика - 30%, Кемеровская область - 26%.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, с 1 января 2011 года ОАО "РЖД" больше не является пригородным перевозчиком. Это бремя возложено на десятки региональных пригородных пассажирских компаний (ППК), в которых РЖД принадлежат лишь 49% акций, а 51% - местным властям. ППК, которые за редким исключением называются красивым словом "Содружество", теперь могут лишь брать у РЖД в аренду подвижной состав на то количество рейсов, которые они (то есть местные власти) способны оплатить. Причём "местные власти" - это больше условное определение. Например, в ООО "Содружество", которое осуществляет пригородные перевозки в Чувашии и ряде других субъектов, почти 51% акций делят пополам Татарстан и Удмуртия (по 25,3333%). То есть в данном случае даже если кто и имеет что-то с пригородных перевозок, то только эти два субъекта. Впрочем, вопрос о прибыльности этого вида деятельности не стоит - крупнейший в стране монополист, РЖД, и затевал данную реформу в связи с убыточностью пригородных перевозок и скинул с себя тяжкий непосильный груз на регионы. Те, в свою очередь, не способны его нести, следствием чего являются пассажирские бунты, которые, в частности, уже произошли в Самарской области, Чувашии.

Таким образом, есть конфликтная ситуация, и она развивается по типовой для многих регионов России схеме:

1. Полтора года назад крупнейший в стране монополист, РЖД, затеял реформу.

2. Железнодорожники спихнули регионам вроде бы не очень дорогой прежде сервис, но (вот - секрет фокуса, пуанта!) заломили за него чудовищную цену. Практически, обслуживание одного пассажира на некоторых трассах требует дотацию из регионального бюджета на сумму от нескольких сот тысяч до миллиона рублей в год! К примеру, в Чувашии, по данным местного правительства, перевозки пригородными поездами занимают 1% от общего числа перевозок, при этом субсидия, которую выдвигает перевозчик, в 100 раз больше по сравнению с другими видами транспорта в расчёте на одного пассажира. При отсутствии в дефицитном бюджете таких огромных дотаций, но ввиду социальной значимости пригородных перевозок, власти стали постепенно снижать количество вагонов, оптимизируя маршрутную сеть и расписание.

3.Регионы, особенно не очень богатые, естественно, не хотят сходу платить такие невероятные деньги за перевоз порой нескольких десятков пассажиров. Специалисты подозревают, что требуемые суммы сильно завышены. Но вот так взять и разом отказаться - не решаются. Ни в одном регионе, потому что это сразу же повлечёт за собой массу социальных конфликтов с населением, за десятки лет привыкшим к столь дешёвым для них электричкам. В ажурной реформенной комбинации необходимо учесть одно маленькое, но веское обстоятельство: 2011 год оказался годом выборов в российский парламент, потому конфликты с потенциальными избирателями были практически немыслимы. А несколько первых месяцев 2012 года шла подготовка к ещё более важным выборам - президента России. Здесь уже ссориться с избирателями было вообще невозможно.

4. Не желая идти на конфликты с дачниками, но не имея денег на такие огромные дотации, региональные правительства, скрипя зубами, стали постепенно снижать количество вагонов для перевозки пассажиров.

5. Железнодорожникам экономия на их деньгах, разумеется, не понравилась. И они кое-где продемонстрировали региональным властям, что шутить с ними категорически не следует. В частности, в прессе прошла информация о серьёзном инциденте в Самарской области, когда сотня пассажиров электрички Самара-Жигулевск на час перекрыла движение в районе станции Пятилетка: вместо 10-вагонного состава там работает четырёхвагонный, который не всегда может вместить всех пассажиров.

В Чувашии скандал тоже организовался как по нотам. Пассажирский бунт произошёл в пятницу 15 июня, когда ОАО "Содружество" подало один вагон вместо двух. В результате около 40 человек остались на перроне и блокировали движение электрички на полчаса. После переговоров дачников увезли на свои участки на автобусе, сняв его с другого маршрут. При этом совершенно случайно железнодорожники продали дачникам билеты на два вагона, а подали - только один. Случайно забыли позвонить, сообщить заранее, ведь у всех есть мобильные телефоны. Но тогда, вероятно, фокус мог бы и не получиться. А так - всё тип-топ. Дачники разнервничались, стали кричать, махать руками и в довершение всего - сели на рельсы и более чем на полчаса задержали движение. Об этом тут же (ещё одна удивительная случайность!) сообщили СМИ, популярные сетевые блогеры, и инцидент сразу же приобрёл другое измерение. Подтекст публикаций: прежде было хорошо, а теперь - совсем даже не хорошо. Раньше были смирные пассажиры, а теперь - решились отстаивать права, такие молодцы!