Настоятель прихода храма Святых Апостолов Петра и Павла д. Косута Вилейского района Минской области (Минская епархия Белорусской православной церкви) протоиерей Игорь (Прилепский) опубликовал обоснование своего очередного отказа от прохождения всеобщей принудительной дактилоскопии. На портале churchby.info опубликованы статьи священника, в которых он рассказывает о привлечении его к административной ответственности за отказ от всеобщей принудительной дактилоскопии и обосновывает свой отказ от прохождения данной процедуры ссылками на религиозные каноны, а также национальное и международное право.

В статье "Несколько слов о дактилоскопии и правовой защищенности верующего человека" от 09.07.2011, опубликованной этим же порталом, протоиерей Игорь (Прилепский) рассмотрел правовые и этические основания принудительной дактилоскопии, которой граждане Белоруссии мужского пола (а также военнообязанные женщины, священнослужители различных конфессий и другие категории граждан) подвергались на протяжении последних лет. "Закон РБ "О государственной дактилоскопической регистрации" принят в ноябре 2003 г., претерпел с тех пор несколько поправок и дополнений, последнее из которых (январь 2010 г.) ввело в круг подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации практически все работоспособное (больше это касается мужской части) население РБ, т.е всех военнообязанных", - констатировал протоиерей. По его мнению, решением властей о проведении принудительной дактилоскопии "подавляющее большинство населения Республики Беларусь причислено к категории потенциальных преступников или к категории потенциальных жертв".

"О деловой репутации священнослужителя в этой связи не хочется и говорить. Доходит до комичного - при обращении к одному из моих знакомых (уважаемому мужчине тогда 59-летнего возраста, давно уже вышедшему из состава военнообязанных), сотрудник милиции сослался на большое количество совершаемых преступлений, в числе которых есть и изнасилования! Можете себе представить, сколько времени понадобилось этому моему знакомому, чтобы придти в нормальное расположение духа после такого разговора, - сказано в статье. - Мой отказ от проведения дактилоскопии напрямую связан с моими убеждениями, связанными с отношением к религии - говоря проще, с моими религиозно-этическими убеждениями. Подробное описание этого момента требует отдельной статьи, кратко же могу сказать, что для меня намазывание рук черной краской (что необходимо при применяемом у нас методе дактилоскопии) есть символическое погружение в пучину беззакония, творящегося в наше время в нашем обществе - эти беззакония на мой взгляд есть ни что иное, как очередная некоего рода экспериментальная репетиция времен прихода антихриста. О том, что я отказываюсь от дактилоскопии исходя из моих религиозно-этических воззрений, я прямым текстом говорил как приходившим ко мне сотрудникам милиции, так и на суде".

В статье "Вера и закон: союз или противостояние?", датированной 12.04.2013, протоиерей Игорь (Прилепский) снова обращается к проблематике принудительной дактилоскопии, отмечая, что сотрудники МВД не оставили его в покое, равно как и судьи. "Мы - это страшные и опаснейшие преступники, и наше преступление состоит в том, что мы воздерживаемся от прохождения процедуры принудительной дактилоскопии, и делаем это, основываясь на своих религиозно-нравственных убеждениях", - сказано в очередной статье протоиерея, продолжающей рассмотрение проблематики, поднятой им в предыдущей публикации.

Священник отметил: "Ни для кого не секрет, что наше время является свидетелем одновременного сотрудничества и противостояния веры (в лице верующих) и закона (в лице государства). Сотрудничество развивается в разных сферах, но меня сейчас больше интересует современное состояние противостояния веры и закона. Разнонаправленное в первое время своего существования (вопросы ИНН, присвоения личных номеров, и т.п.), это противостояние на сегодняшний день оформилось и сосредоточилось на своем острие, названном "современные технологии учета и обработки персональных данных". Эти технологии, ставшие возможными в результате бурного развития электронной и компьютерной техники, направлены на решение разных задач, объединенных вокруг главных тем - электронная (желательно бесконтактная) идентификация личности, и создание баз данных, хранящих как возможно большее количество персональных данных как возможно большего количества людей. В России полемика развивается вокруг введения биометрических паспортов, у нас же пока что проблема поскромнее - обязательная дактилоскопическая регистрация. Тем не менее, эта наша тема есть ни что иное, как частный случай тех самых пресловутых современных технологий учета и обработки персональных данных".

Частью статьи является заявление настоятеля православного храма на имя начальника Вилейского РОВД о намерении в очередной раз воздержаться от дактилоскопии, на что священник получил ответ в виде протокола по статье 24.3 КоАП РБ и повестку в суд. Автор статьи обозначил проблему необходимости предоставления выбора верующим такой модели поведения, которая, с одной стороны, не противоречила бы их религиозным убеждениям, а с другой - не нарушала светские законы. В приложении к статье автор, обосновывая свою точку зрения, привёл цитаты из документов Архиерейских соборов РПЦ ("Основы социальной концепции РПЦ", "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", "Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных" и др.).

После этого протоиерей Игорь (Прилепский) на том же портале опубликовал еще одну статью "Обязательная дактилоскопическая регистрация: итоги", датированную 19.04.2013. В ней он ссылается на свой предыдущий текст и указывает на повод очередной публикации: "Сегодня, т. е. 18.04.2013, судом Вилейского района я вновь оштрафован на 20 базовых за исповедание своих религиозных убеждений (официально - за неповиновение законному требованию сотрудника милиции, выразившееся в воздержании от прохождения процедуры обязательной дактилоскопической регистрации)".

В тесте статьи содержится заявление священника, переданное в суд, который охарактеризован так: "Если описать суд кратко, то мне было предложен выбор - или я прямо сейчас отправляюсь для прохождения процедуры дактилоскопии, приношу справку, и дело отправляется в архив, - или мне придется платить немалый штраф. В переводе на язык веры это значит - или ты прямо сейчас исполняешь обряд нашей вероучительной системы, или мы тебя накажем имеющейся у нас силой. Выбор на самом деле предельно прост: или остаешься верен своему Богу - Господу Иисусу Христу и терпишь наказание, или отказываешься от Господа, и избегаешь этим наказания... Почти что как в первые века христианства. Комментарии излишни. Я свой выбор сделал. Тема о принудительной дактилоскопии для меня закрыта, больше о ней писать не буду. Кесарю - кесарево".

"С правовой точки зрения - государственная правовая система (Конституция, законодательные и подзаконные акты) не способна защитить мою личную веру. Вывод: в этой системе возможна (в теории и на практике) дискриминация по религиозным убеждениям. С религиозной точки зрения - повторюсь: какое я имею право вмешиваться во внутреннюю структуру чужой мне вероучительной системы, или пытаться защищать свою веру в поле деятельности этой самой вероучительной системы? Никакого. Думаю, что в этих условиях мне просто нет смысла "играть на поле" государственной вероучительной системы - ее вера мою веру не понимает и не принимает. Любые действия (в том числе апелляции в вышестоящие судебные инстанции) с этой точки зрения теряют всякий смысл", - подчеркнул автор.

"Итак. Считаю, что я подвергся дискриминации по религиозным убеждениям. Благодарю Господа Иисуса Христа за Его великую ко мне, грешному, милость, и прошу о даровании сил на сохранение веры Ему и верности Ему. Благодарен всем друзьям, пришедшим на суд для оказания моральной поддержки. Прошу прощения, и прощаю всех, прямо или косвенно участвовавших в моем деле, - констатировал православный священник по итогам своих судебных тяжб с подачи МВД. - На этом, видимо, закрыта и тема о правовой защищенности верующего человека. Вопрос, в имеющихся на сегодняшний день условиях, исчерпан, ответ получен - в государственном правовом поле личная вера человека не защищена никак и ничем, дискриминация по религиозным убеждениям возможна и реальна. Дальнейшие суды, штрафы, и тому подобное ничего существенного к сказанному вряд ли добавят".

Как сообщало ИА REGNUM, 24 мая председатель Госпогранкомитета Белоруссии Александр Боечко заявил журналистам о готовности властей республики использовать биометрические паспорта. Отметим, за последние три года власти Белоруссии провели всеобщую принудительную дактилоскопию мужского населения под предлогом отработки круга подозреваемых в совершении теракта в Минске летом 2008 года. По мнению экспертов, власти Белоруссии давно готовятся к введению биометрических паспортов, поэтому принудительная дактилоскопия являлась важным подготовительным этапом, реализованным под предлогом поиска подозреваемых в совершении теракта, осуществлённого в ночь с 3 на 4 июля 2008 года в Минске во время празднования Дня независимости с участием Александра Лукашенко.