Движение за права курильщиков осудило инициативу Минфина о резком повышении акциза на табачную продукцию и изменении структуры его уплаты.

"Если раньше с пачки взималась преимущественно фиксированная сумма, и цены в следующем году должны были вырасти одинаково на 6 рублей, то по новым ставкам самые дешевые марки вырастут на 9 рублей, а остальные будут дорожать на 10, 15 рублей и больше", - сказал исполнительный директор Движения за права курильщиков Андрей Лоскутов на пресс-конференции. По словам исполнительного директора движения, которого цитирует "АиФ", обычный потребитель не понимает почему из года в год он должен платить больше за пачку сигарет, которая никак не меняется.

"Основные направления бюджетной политики" - законодательная инициатива, вызвавшая неодобрение правозащитников, была опубликована на сайте министерства финансов РФ в начале июля. Согласно документу, в 2015 году адвалорная составляющая табачного акциза, рассчитываемая от максимальной розничной цены, должна вырасти до 14%, а не 9%, как было предусмотрено в Налоговом кодексе. Согласно обещаниям чиновников, специфическая часть акциза будет "незначительно корректироваться".

Общественники недоумевают, почему Минфин использует неодинаковый подход к потребителям сигарет разных ценовых категорий, вынуждая тех, кто выбирает элитные сигареты, платить своеобразный "налог на роскошь". По оценкам движения, потребители премиальных марок - это люди со средним доходом: 24,6% - это белые воротнички, журналисты, инженеры. Чуть больше 30% составляют специалисты, 18% приходится на рабочих еще 6,5 % являются студентами, и так далее.

Товар повседневного спроса, уверены правозащитники, не может быть приравнен к товарам категории "Бентли" или дому на Рублевке. "Это товар ежедневного потребления для более чем 45 млн россиян, с которых сегодня государство намерено дополнительно собрать 16,6 млрд рублей", - говорит Лоскутов. По мнению эксперта, увеличивая налоги неравномерно, государство стимулирует переход с более дорогих на дешевые сигареты. А курильщиков дешевых марок и вовсе заставляет перейти на контрабандный товар и подделки.

Производители уже сообщили о падении доходов на 10% за второй квартал этого года несмотря на то, что количество курильщиков практически не изменилось.

По данным исследовательской компании TNS, объем нелегальной торговли табачной продукцией в РФ за последний год вырос в три раза до 150 млн пачек. Резкое увеличение подпольных производств зарегистрировано в Курске, Воронеже, Ярославле и так далее. Для сбыта контрабанды используются социальные сети. По состоянию на июнь в социальной сети "ВКонтакте" активно работали 11 сосредоточенных на продаже сигарет сообществ, число подписчиков в каждом из которых превышало 4500 человек. По оценке Лоскутова, убытки от контрабанды могут достигать 17 млрд рублей, что превышает сумму дополнительного дохода, которую рассчитывает получить государство.