В Латвийском университете прошла конференция учителей математики и естествознания. В ее ходе состоялся разговор о связи основного и среднего образования с высшим, и с рынком труда в целом. Беспокойство педагогов, по их словам, вызывает низкий интерес школьников к точным и естественным наукам, сообщает портал Lsm.lv.

По подсчетам экспертов, к 2020 году народному хозяйству Латвии будет не хватать не менее 20 тысяч специалистов в области инженерно-технических и естественных наук, информационных и телекоммуникационных технологий. Но откуда их взять, задаются вопросом специалисты, если лишь одна четвертая часть сдававших централизованный экзамен по математике показала результат выше 60%? Общий уровень знаний по этому предмету — ниже среднего, 43%. Если экзамен по математике является обязательным, то экзамен по физике или химии — это выбор старшеклассника. Математику по всей Латвии в этом году сдавали почти 16,5 тысяч 12-классников, физику — неполная тысяча, химию — 561 человек.

«Самый большой спрос сейчас — IT-технологии и всё, что связано с сектором IKT: телекоммуникациями, программированием и т.п. Очень востребована фармацевтика — и Olainfarm, и Grindex ищут действительно хороших работников. Так что могу посоветовать: учите физику и химию в школе, чтобы потом получить хорошие профессии на рынке труда», — поделилась своим мнением на «Латвийском Радио-4» гендиректор Латвийской конфедерации работодателей Лига Менгельсоне.

«Деление классов на гуманитарные и математические очень спорно», — заявила президент Ассоциации интернет-технологий Сигне Балиня. Это, по ее словам, предопределяет выбор профессии школьником и даже приводит к неравенству полов на рынке труда: «В гуманитарные классы идет больше девушек. И лично я считаю: если это средняя школа, надо, чтобы были охвачены все сферы. А не только языки и история. Нужно, чтобы были и языки, история, и философия, и математика, и физика — всё. Чтобы потом этот ребенок мог выбрать что угодно. А то мы в 9-м классе какую-то рамку поставили, и уже нет выбора потом».

Это действительно проблема, подтверждает учитель математики и физики Александр Воробьев: «Я это вижу по ученикам, которые в конце гуманитарного класса вдруг решают, что они могут делать какую-то вещь, которая достаточно гуманитарна, с одной стороны, и это их интересует. Например, те же архитекторы: в этом есть много дизайна, это часто выбирают гуманитарии. Но, когда они приходят в университет, у них просят не природоведение, которое им преподавали в школе, а сертификат по физике, которую они не сдавали. Разумеется, можно этот экзамен сдать и в университете. Но для этого предмет надо знать».

В 8-м и 9-м классах физика и химия являются обязательными предметами, а в старшей школе ученик сам выбирает, будет ли он изучать обобщенный предмет естествознание, или отдельно физику и химию. И многие идут по более простому пути, выбирая естествознание. Родители в отсутствии у детей интереса к точным наукам склонны обвинять учителей: те работают по старинке, по учебникам, мало интерактивных уроков и экспериментов, школы не идут в ногу со временем и недостаточно используют новые технологии. Но это, по словам педагогов, не так.

Новые технологи во многих школах, как указывают учителя — уже реальность. На европейские деньги при софинансировании Рижского самоуправления в Риге в пяти школах появились классы, оснащенные планшетными компьютерами. Некоторые школы, у которых есть доходы от финансовой деятельности, обзавелись планшетами за свой счет. По словам представителя Центра информационных технологий Рижской Думы Валентина Жемайтиса, технологии активно используются преподавателями: детям дают увлекательное интерактивное задание, и для его выполнения им требуется приложить полученные на уроке теоретические знания.

Добавим, что на этой неделе в 6-й Рижской средней школе состоится открытие полностью оснащенного технологическим оборудованием класса. 20 планшетных компьютеров и интерактивная доска позволят всему классу работать в единой сети. Этот класс — приз, которые выиграли учителя школы в ходе программы электронного обучения.