Сегодня, 18 сентября, средняя школа в городке Пилтене Венстпилского края организует акцию «Школьный путь». По аналогии с «Балтийским путем» 1989 года, участники акции (учителя, ученики, выпускники Пилтенской школы и другие местные жители) возьмутся за руки и «живой цепью» окружат школьное здание, отстаивая таким образом единственную школу в городе, сообщает портал Lsm.lv.

В городке Пилтене насчитывается около 2 тысяч жителей. Есть детский сад и одна школа, в которой учится 125 учеников — но пятнадцать лет назад их было почти в три раза больше. Объединить эту школу с какой-то другой нереально — все они находятся на большом расстоянии друг от друга. Так что закрывать учебное заведение пока никто не собирается и, казалось бы, ученикам и педагогам нечего волноваться. Но тревога у директора школы Байбы Шулцы все же есть: за шестьдесят один год существования Пилтенская школа впервые не открыла 10-й класс. Поэтому, она в принципе не может считаться средней.

«У нас лишь восемь человек окончили девятый класс, и большинство из них пошли в профшколы, потому не удалось открыть десятый. Но сейчас в девятом классе учится шестнадцать учеников, и мы надеемся, что в следующем году десятый класс будет. Нам важно сохранить среднюю школу в Пилтене. Маленькому городу школа необходима. Итак, многие родители уезжают работать в Вентспилс. И если не будет, где учиться детям, из города уедет еще больше людей. Хочется, чтобы все осталось, как есть: и детский сад, и школа. Но тенденция такая, что школа может стать основной. Пока никаких решений не принято. Потому мы и проводим эту акцию, чтобы заявить, что мы хотим сохранить школу в нашем маленьком городе», — пояснила директор в беседе с «Латвийским Радио-4».

В последнее время число учеников во всех школах Вентспилского края существенно сократилось. «По всей стране такая ситуация, и государству нужно задуматься, почему мы теряем школьников», — считает Байба Шулца. По подсчетам экспертов, двенадцать тысяч учеников Латвия потеряла в последнее время из-за эмиграции. Теперь они учатся за границей, куда уехали их родители в поисках лучшей доли. Экономический кризис сменился демографическим, и содержать школы в надежде, что учеников прибавится, самоуправлениям невыгодно. Именно местная власть принимает решение, сохранять школу или нет.

В Риге в этом году были объединены Русская средняя школа и средняя школа имени Гердера. И хотя учеников в Риге прибавилось, процесс оптимизации школ продолжится. Глава столичного Комитета по делам образования, молодежи и спорта Эйжения АлдерманеЧесть служить Риге») пояснила: «Будет и далее проходить оптимизация школ, но это окажется уже не настолько сурово, как нам приходилось действовать в 2009-10 годах».

Министерство образования составило карту школ Латвии, где на контуре страны кружками разного цвета отмечены заведения с определенным числом учеников. Особенно бросается в глаза количество школ, где учится до 100 и до 250 школьников — их по всей стране сотни. Директор департамента образования Эвия Папуле не относит такие учебные заведения к группе риска. «Школам нужно либо найти какую-то специальную программу, либо отыскать какие-то другие решения — и мы это сделали со школами, где меньше ста учеников. Они получают полное финансирование на зарплаты учителей. Закрывать ли их, решение принимает самоуправление», — пояснила чиновница Министерства образования и науки.

На сокращение количества школ влияет объективная реальность. Лидер профсоюза работников образования Ингрида Микишко считает, что учеников становится все меньше. «Школы закрывают не потому, что просто так захотелось, а потому, что просто детей очень мало. Во многих школах уже есть объединенные классы, где качество обучения снижается — трудно и ученикам и педагогам. Например, когда вместе учатся дети из 4-го и 6-го классов. В целом, наша политика такова: до 6-го класса дети должны учиться как можно ближе к дому», — сказала Микишко.

На количестве школ может отразиться новая модель оплаты труда педагога. С 1 октября в экспериментальном порядке в нескольких десятках школ Латвии будут опробоваться сразу две модели: улучшенная «деньги следуют за учеником» и переход на 40-часовую рабочую неделю. Ингрида Микишко допускает, что может начаться миграция педагогов — когда учителя, работающие на неполную ставку, а таковых много в сельских школах, начнут высчитывать, сколько стоит час их работы. И если в городских школах будут вакансии, они начнут переходить туда.

Напомним, самым критическим для образовательной системы Латвии оказался 2009 год, когда 57 школ оказалось ликвидировано, а 84 реорганизовано. С того времени было закрыто еще 36 школ, четыре из них — в этом году. Они либо они находились по соседству с другими учебными заведениями, либо учеников в них было недостаточно. Постоянно происходит и реорганизация: 14 школ в прошлом, 13 в этом году сменили статус: со средней на основную школу, с основной — на начальную.