Куда поедут россияне отдыхать в 2015 году? Российский союз туриндустрии обнародовал следующие цифры: по данным РСТ, если в 2008 году — во времена предыдущего экономического кризиса, спрос на отдых упал на 20 — 25%, то сейчас по некоторым направлениям обвал на 50 — 75%.

Очевидно, что рынок туриндустрии переживает не лучшие времена. Поток туристов в Европу сократился, и по мнению профессионалов, вряд ли вырастет. «Сейчас вряд ли стоит делать прогнозы, ряд компаний наверняка закроется. Это уже происходит», — заявила корреспонденту ИА REGNUM пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.

Впрочем, оставшиеся на рынке игроки будут вынуждены приспосабливаться. Так, уже сокращается количество чартеров. Туристов пересаживают на регулярные рейсы, меняя время вылета и иногда даже даты. В целом, даже крупные компании, специализирующиеся на выездном туризме, теперь решили обратить внимание на российский рынок.

Сочи еще в 2014 году стал отвоевывать позиции, в сезоне 2015 он станет основным трендом на туристическом рынке. Уже сейчас многие туроператоры выходят на этот рынок, налаживают связи с хотельерами, разрабатывают свои программы.

Руководитель пресс-службы федерального агентства по туризму Ирина Щеголькова рассказала ИА REGNUM: «Уже понятно, что структура отрасли изменилась. Мы считаем, что это хорошо, потому что крупные компании, вынужденные выходить на рынок внутреннего туризма, имеют опыт в формировании турпродукта как такового, его продвижении и реализации. Если раньше для отдыха в России нужно было отдельно покупать билеты, бронировать отель, то теперь крупные операторы будут продавать пакет целиком. Кроме того, высвободившие самолеты перенаправляют, например, в Сочи. В этом году 26 российских регионов вошли в федеральную программу по развитию туризма. В этих регионах строятся новые туркомплексы, базы отдыха, гостиницы. Инвесторов найти сложно, но они есть — строят отели, а государство как партнер финансирует строительство дорог, подведение коммуникаций. Специалисты, пришедшие во внутренний туризм, хорошо понимают соотношение цены и качества. Чем больше будет конкуренция, тем быстрее выровняются цены. Сейчас, к началу января, уже понятно, что больше продается туров внутри страны. Распроданы все горнолыжные курорты и, конечно, Сочи».

Впрочем, есть и такие туроператоры, которые уверены в том, что отдых за границей в любом случае привлекательнее. Так, генеральный директор «Тез Тур» Владимир Каганер убежден, что туристы, которые провели в прошлый сезон несколько дней на крымской переправе, ни за что не поедут туда больше. «Сейчас сложно что-либо говорить о туристическом сезоне 2015 года, все зависит от геополитических событий. Мы надеемся, что весной доллар стабилизируется, тогда люди успокоятся и станут собираться на отдых. Что касается массовых направлений, то туристы, конечно, будут экономить, возможно, сократят количество дней в туре или выберут отели попроще, но все равно повезут детей на отдых. Турция, кстати, обещает быть в следующем году недорогой и массовой. В любом случае, раннее бронирование уже началось, и, заплатив всю сумму сразу, вы можете гарантированно купить отдых по текущему курсу», — пояснил корреспонденту ИА REGNUM Каганер.

Столичные жители, согласно опросу, проведенному компанией «Gfk Россия» по заказу туроператора «TUI Россия», все же смотрят на вещи реально и уже планируют отдых в российских отелях, оборудованных бесплатным WI-FI и находящихся недалеко от моря. «Безусловно, в связи с текущей экономической ситуацией потребительская активность российских туристов снижается. Например, если в прошлом году на новогодние праздники за пределы своего региона выехало около 10% опрошенных, то в этом году это число составит лишь 3%. Тем не менее, отчаиваться не стоит — несмотря на снижение кратности поездок, от летнего отдыха большинство жителей столичных регионов отказываться не намерены», — заявила директор по клиентскому сервису исследовательской компании «Gfk Россия» Марина Синило, которая проводила данный опрос.

Представители компаний, которые уже прочно закрепились на рынке внутреннего туризма, не считают, что новым игрокам стоит обольщаться. «На рынке внутреннего туризма не так много свободных мест, — заявила корреспонденту ИА REGNUM директор туристического бюро „Рыжая Соня“ Лора Радзиховская. — Крупные турфирмы привыкли к другой прибыли, они получают ее не только с продажи турпродукта, но и с перелетов. Если при продаже загрантура агент имеет 17 тысяч рублей с одной путевки с перелетом, то, продавая внутренний продукт, он будет иметь всего лишь 5 — 6 тысяч. А ведь у этих компаний очень большой штат. Многие сами уйдут с рынка, потому что привыкли к другому обороту».

В любом случае, понятно, что туристический бизнес ждет череда банкротств. А туристам остается или копить деньги на подорожавший отдых или ловить распродажи авиабилетов и вспоминать, что значит отдыхать дикарем.