Курс российского рубля на валютном рынке незначительно отразится на оттоке трудовых мигрантов из России, в частности из Приморского края. Основной удар по гастарбайтерам будет нанесен в следующем году, когда в силу вступят новые условия для законного нахождения мигрантов в стране. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал директор Научно-образовательного центра Приморского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы, председатель комиссии по проблемам миграции и межнациональных отношений Общественной палаты Приморского края Сергей Пушкарев.

ИА REGNUM: Сергей Григорьевич, уже заметна некоторая паника по поводу того, что трудовые мигранты покидают Россию, в частности, Приморский край, из-за упавшего курса рубля. Так ли это на самом деле?

Курс доллара США, конечно, повлияет на количество трудовых мигрантов в России. Но говорить о том, что они резко собрались и уехали — неправильно. Они, так же как и мы, смотрят на ситуацию, резких решений не принимают. Тем более, что курс постепенно начал стабилизироваться. Да, кто может себе это позволить, уехали в преддверии Нового года домой.

Неохотно сейчас едут работать к нам граждане Поднебесной, на них повлиял курс доллара. Китайский строитель ехал к нам работать за зарплату не меньше одной тысячи долларов, то есть раньше это было в среднем 35 тысяч рублей. А сегодня это уже 55-60 тысяч рублей. Работодателям это не под силу и они начинают задумываться о других путях поиска недостающих трудовых ресурсов. С одной стороны это хорошо — работодатели повернутся лицом к нашим российским рабочим. Но с другой стороны, у нас есть явный недостаток рабочей силы. И это, безусловно, скажется на развитии экономики края.

Есть вероятность, что на отток мигрантов в большей степени повлияют нововведения, которые вступают в силу с 1 января 2015 года. Вот тогда край останется без дворников, дорожных рабочих, водителей.

ИА REGNUM: Многие уверены, что это хорошо. Места мигрантов займут наши безработные.

Это непростой вопрос. Проблемы формирования рынка внешней трудовой миграции в Приморском крае, да и в Дальневосточном регионе назревали давно, но конкретно обозначились в 2014 году. И прежде всего, это связанно с массовым приездом в Приморский край граждан, вынужденно покинувших Украину из-за военных действий. Внешне специфика миграционных процессов в Приморье не изменилась. Как и прежде, она определяется четко сложившимися тенденциями оттока коренного социально-активного населения, идущими в разрез с интересами территории. Начиная с 90-х годов, край потерял 370 тысяч человек.

Поэтому на рынке труда и возникает дисбаланс рабочей силы. Так, с одной стороны происходит убыль, в том числе трудоспособного населения, а с другой стороны — потребность в количестве рабочих мест превышает количество состоящих на учете безработных. При этом, профессионально-квалифицированный состав безработных, состоящих на учете в Приморском крае, не обеспечивает запрос работодателей по профессиям и специальностям. Поэтому край просто не может обойтись без привлечения иностранной рабочей силы.

ИА REGNUM: Мигранты из каких стран сегодня работают в Приморье и в каких сферах они задействованы?

Довольно много трудовых мигрантов в Приморье из Китая и Северной Кореи. В основном их задействуют на строительстве. Целесообразность применения трудового потенциала из стран АТР определяется тем, что граждане этих стран не собираются после завершения строительства объекта оставаться на территории края. Они отработают, получат деньги и уедут на родину.

Вторая составляющая трудовой миграции — это мигранты из стран СНГ. По квалификационным и личностным качествам они значительно уступают трудовым мигрантам из дальнего зарубежья. На сегодняшний день именно они составляют основную массу незаконной миграции. Но при этом они пытаются найти и находят место в нашем обществе. Мигрантов из ближнего зарубежья трудоустраивают в ЖКХ, на общественный транспорт, в общепит, на ремонтно-строительные работы. Рост же незаконной миграции среди этой категории иностранных граждан, как показала практика последних лет, вызван перекосами в исполнении миграционного законодательства.

ИА REGNUM: Новшества в законодательстве призваны эти перекосы устранить. На ваш взгляд, получится ли это?

Да, положение призван исправить принятый 24 ноября текущего года Федеральный закон, который внес существенные изменения в ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ». С 1 января 2015 года отменяются квоты на получение разрешений на работу, да и сами разрешения на работу. Для граждан, въезжающих в Россию в безвизовом порядке, единственным документом, дающим право заниматься трудовой деятельностью как у физических, так и юридических лиц, становится патент. Многие правомочия возложили на субъект федерации, который может теперь ограничивать выдачу патентов, устанавливать выдачу патентов только по определенным специальностям, определять перечень организаций, которые будут проводить медосмотр и тестирование мигрантов. Заслуживает также внимания предоставленное субъекту РФ право по соглашению с ФМС России определять организацию, которая будет предоставлять иностранным гражданам государственные услуги в сфере оформления ими патентов, и их дактилоскопирование, фотографирование. Это может быть как уже существующая организация, например, многофункциональный центр, либо вновь созданная специально для этой цели, краевая бюджетная организация. Указанные нововведения позволяют в значительной мере повысить роль исполнительной власти края в регулировании процессов трудовой миграции и контроле за поступлением средств от оформления патентов в региональный бюджет.

Однако вызывает определенные опасения попытки ФМС России переподчинить отведенные субъекту РФ, то есть Приморскому краю, правомочия структуре, находящейся под юрисдикцией ФМС. В настоящее время в администрацию Приморского края из ФМС России поступил проект соглашения, в котором предлагается возложить функцию уполномоченного органа на филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Паспортно-визовый сервис» ФМС России (ФГУП «ПВС»), по сути, коммерческую структуру, которая не подчиняется краевым властям. К тому же, за время своей деятельности филиал ФГУП «ПВС» ФМС России приобрел «дурную» славу у трудовых мигрантов и работодателей.

Монополизация права подготовки документов на получение патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство подведомственным ФМС России ФГУП «ПВС», позволяет проводить ценовую политику независимо от экономических реалий в регионе. Да, и средства от деятельности этой организации будут поступать не в бюджет Приморского края.

Это значительно снизит миграционную привлекательность территории и, в конечном счете, уже в ближайшей перспективе может лишить край каких бы то ни было источников дополнительных трудовых ресурсов.

Сейчас запросы по зарплате специалистов из дальнего зарубежья, в связи с ростом стоимости доллара, значительно возросли. Внимание работодателей смещается в сторону использования граждан ближнего зарубежья, а предполагаемое увеличение ценовой нагрузки на соискателей патентов, которое с высокой долей вероятности может произойти, если за дело возьмется «Паспортно-визовый сервис», может повернуть иностранную рабочую силу в сторону других регионов России. Хочется надеяться, что если такие серьезные функции будут возложены на филиал ФГУП «ПВС», то она пересмотрит методы своей работы.

Целесообразным в этой ситуации является создание государственного бюджетного учреждения, входящего в юрисдикцию Приморского края. У нас уже существуют многофункциональные центры. Это хорошо зарекомендовавшая себя сеть по оказанию услуг населению по всему Приморью. На эти центры можно было и завести направление по предоставлению услуг мигрантам. В Москве же, при наличии в городе филиала ФГУП «ПВС» выход из сложившейся ситуации нашли именно таким способом. Там распоряжением правительства создано государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный миграционный центр». Это полностью соответствует принятому закону о патентах и позволяет комплексно, и в отведенные законом сроки, решать все вопросы, связанные с подготовкой документов на получение патентов. Этот опыт можно использовать и нам.

ИА REGNUM: Помимо дополнительной финансовой нагрузки с 1 января у трудовых мигрантов для получения патента будет еще ряд препятствий.

Да, новым законом вводятся дополнительные требования и к мигрантам. Для оформления патента им необходимо предоставить полис добровольного медицинского страхования, они должны пройти обязательное медицинское освидетельствование. В течение двух месяцев после получения патента, иностранный гражданин должен предоставить заключенный договор с работодателем в территориальное отделение ФМС. Также для того, чтобы получить патент, мигрант должен предоставить сертификат о сдаче теста по русскому языку, истории России и основам права.

ИА REGNUM: Внушительный объем документов. Сколько времени и средств потратит мигрант на сбор всей документации?

Во-первых, на получение всех этих документов мигрант потратит в среднем 10-12 тысяч рублей. Во-вторых, у иностранца есть только 30 дней, со дня въезда в страну, для подачи заявления о выдаче патента. Если в этот срок он не укладывается, то должен уплатить штраф от 10 до 15 тысяч рублей. Этот штраф в законодательстве заложен уже как обязательный, потому что на практике иностранцы не успевают вложиться в установленный срок. Также штраф пойдет «в копилку» мигранта для будущего запрета въезда на территорию России — как первое административное нарушение. Причем, второе получить не составляет особого труда — достаточно улицу перейти в неположенном месте.

Пожалуй, самым сложным препятствием для мигранта может стать как раз экзамен. Тест будут сдавать мигранты только из стран СНГ?

Это норма действует на всех мигрантов, которые въезжают в Россию с целью получения патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство. Все они будут сдавать экзамен.

Если граждане СНГ еще смогут хоть как-то сдать экзамены, то что произойдет с мигрантами из Китая, Кореи?

А их просто не станет. Да и многие граждане стран СНГ не знают русского языка. Они могут говорить на русском, они понимают русский, но вот писать они зачастую не умеют. Поэтому письменную часть экзамена они не сдадут.

Мы провели эксперимент по сдаче теста на знание русского языка в стенах Приморского филиала Российской Академии Народного Хозяйства. Из 4-х претендентов, принявших участие в тестирование, никто тест не сдал. Обязательно нужна предварительная подготовка тестируемых. Для этого необходимо время, а времени у мигранта нет — у него на все про все 30 дней.

Мы сегодня сами себе ограничиваем трудовые ресурсы. Если граждане СНГ едут к нам поодиночке, устраиваются на работу, контачат с обществом — понятно они должны знать русский язык. Китайцы приезжают к нам бригадами со своими бригадирами, работают на стройках под их руководством. Им знание русского языка вообще не нужно. Или, допустим, сельхозрабочие, они все лето работают в поле, им-то вообще зачем знать русский язык? Я считаю, что должен быть дифференцированный подход к разным иностранным мигрантам. Но закон, есть закон — он принят и распространяется на всех. Я понимаю, что если человек приехал в Россию, и получает разрешение на временное проживание, тогда он должен владеть языком. Но если он приехал на три месяца заработать деньги, особенно, если незнание русского языка не создает опасности для условий труда и окружающих, то зачем это?

С одной стороны улучшили законодательство, но с другой стороны ухудшили условия для мигрантов. Мы останемся либо вообще без мигрантов, либо мигранты уйдут в подполье, станут незаконными.

А те мигранты, которые здесь уже есть, что с ними? Неужели весь поток 1 января начнет сдавать экзамены?

Нет. Это будет происходить постепенно. Ведь, разрешения на работу, патенты закончатся у каждого в разное время и тогда при оформлении новых, им придется получать новые документы по новым условиям, либо становиться незаконным мигрантом, либо уезжать из России.

Мигранты относятся к нововведениям достаточно прохладно, многие убежденны, что их это не коснется. А некоторые просто боятся, что не справятся с экзаменом.

ИА REGNUM: Помимо всех перечисленных мигрантов, сейчас в Приморье хлынул поток беженцев с Украины.

Уже полгода мы работаем с беженцами Украины. Не было бы счастья, да несчастье помогло, как говорится. Я поначалу обрадовался, что к нам едут наши родные славянские люди, близкие нам по духу, по вере, по языку, а потом разочаровался.

ИА REGNUM: Почему?

Я уверен, что добрая половина из них приехали в Приморье, чтобы остаться здесь жить. У меня возникает вполне риторический вопрос: "Почему иностранные граждане, будь то граждане Украины или Узбекистана, приехавшие самостоятельно, не надеясь на помощь государства, быстро адаптируются, находят сами работу, жилье, решают другие жизненные проблемы. Проблемы создают другие, которых привезли организованно — за государственный счет. Власти с помощью общественности решили все проблемы по их приему, размещению, питанию, оформили все документы, разрешающие им работать, где хотят, и определять свое дальнейшее пребывание на территории России. Но часть этих людей не торопится трудоустраиваться и определять свое будущее пребывание в крае. Может быть, на их действия оказали те потрясения, которые они испытали в результате военных действий. Может быть… Их не стоит торопить. Надо время для того, чтобы правильно определиться в выборе своего будущего. Радуют те, кто быстро включается в жизнь, пополняя наше общество и становятся истинными дальневосточниками.