Некоторые итоги функционирования системы образования России в 2014 г.

2014 год стал фактически первым годом полноценного действия нового Федерального Закона «Об образовании». Он вступил в силу с 1 сентября 2013 г.,а некоторые его положения — с 1 января 2014 г.

В соответствии с этим Законом начала действовать новая модель финансирования системы образования, что привело к фактическому сокращению общих расходов на образование в России от 15 до 20%. Значительная часть так называемых образовательных услуг стала доступна лишь за деньги родителей. В первую очередь это коснулось развивающей деятельности: ИЗО, музыка, спорт, конструирование, разнообразные виды творчества.

Продолжился процесс «оптимизации» деятельности образовательных учреждений — то есть их фактическое уничтожение. Теперь это коснулось не только сельской местности, но и больших городов. Начался активный процесс «укрупнения» образовательных учреждений, что привело к массовому протестному движению населения на местах.

В системе школьного ЕГЭ началась настоящая агония. В его структуру введено обязательное итоговое сочинение. Но его возврат в систему выпускных экзаменов приобрел довольно извращенную форму: никто сегодня толком не знает, как реально оценивать итоги данного сочинения. ЕГЭ вообще постоянно подвергается «модернизации», что в конечном итоге ведет к его полной дискредитации.

В 2014 году продолжился кризис в системе высшего профессионального образования. Мы наблюдаем сегодня его фактическое уничтожение. Так называемые рейтинги ведущих вузов страны и определение «критериев эффективности» их деятельности, придуманные Минобрнауки и Рособрнадзором, привели к массовому закрытию региональных вузов, готовивших отраслевых специалистов на региональном уровне. Все это происходило на фоне продолжающегося процесса уничтожения системы начального и среднего профессионального образования.

Мы продолжили также внедрение «Болонской» (двухуровневой) системы высшего профессионального образования. При этом даже не удосужились начать процесс согласования с ведущими европейскими странами стандартов высшего профессионального образования. Что фактически сводит все наши старания на нет. Дипломы российских вузов до сих пор нигде в Европе и в мире не признаются без специальной процедуры нострификации.

И, наконец, 2014 год стал характерен значительным снижением уровня управления системой образования в России. Резко снизился авторитет Министерства образования и науки и всего его руководящего состава во главе с министром Дмитрием Ливановым. Ведущие эксперты считают, что уровень профессионализма руководителей Минобрнауки и Рособрнадзора сегодня не соответствует потребностям развития системы образования в нашей стране.

Если охарактеризовать в целом процессы, происходящие сегодня в системе российского образования, то мы продолжаем упорное движение вниз по ведущей вверх лестнице… И эту ситуацию надо экстренно исправлять.

Президент Всероссийского фонда образования, академик МАНПО, д. пед. н., профессор Сергей Комков специально для ИА REGNUM