Сегодня, 28 января, в столице Башкирии завершила работу Международная православная выставка-ярмарка «Крещенская». Как сообщили ИА REGNUM организаторы выставки, за неделю десятки тысяч верующих из Уфы и населенных пунктов республики смогли поклониться прибывшему со Святой Горы Афон списку чудотворного образа иконы «Скоропослушница». На выставке продавались иконы, украшения, подарки к православным праздникам, а также товары народного потребления. Представители епархий из России, Украины, Новороссии, а также клирики из Греции и Италии предлагали верующим за различную плату записать для поминовения свои имена и имена близких.

Правила православных выставои запрещают упоминать в объявлениях о требах (поминаниях) названия болезней, слова «удача», «бизнес», «торговля», однако в некоторых объявлениях это правило нарушалось. Предлагающие оплатить требы достаточно громко выражали свое мнение о том, что посетители выставки мало озабочены духовной жизнью и недостаточно щедры в пожертвованиях, посетители выставки жаловались на излишнюю, на их взгляд, навязчивость участников выставки.

«Мне удивительно, как молодой человек, представляющий монастырь в Бахчисарайском районе Крыма, может не знать о существовании Успенского монастыря рядом с Бахчисараем. Не думаю, что это самозванец, просто таков его уровень, — делится впечатлениями жительница Уфы Галина Медведева. — Порой представители некоторых храмов из других митрополий слишком навязчивы».

Зато участники выставки, предлагающие товары к продаже, остались довольны торговлей. «Участие в выставке оправдано, — утверждает предпринимательница из Екатеринбурга. — Мы продаем длинные, вполне православные платья на выставках несколько лет, и держим одну и ту же цену, хотя ткань дорожает». «Выставка — прекрасная возможность рассказать покупателям о своём предприятии для местных производителей, — считает уфимский производитель рыбной продукции. — Это вторая моя выставка, и хотя участие в ней обходится недешево, в день за место мы платим несколько тысяч рублей, о нас и нашей продукции узнали многие покупатели, они придут к нам снова уже в другие точки».

Дороговизной мест объяснялись и достаточно высокие цены на предлагаемые товары. Рулет из мяса птицы стоил от 400 до 500 рублей за килограмм, полукилограммовая упаковка не самой дорогой копченой рыбы — 650 рублей. «Мясо и иконы не должны продаваться в одном помещении», — отмечали некоторые покупатели.

Тема излишней коммерциализации, недобросовестности и мошенничества старательно избегалась, но вне выставки собеседники агентства были более откровенны. «На подобных мероприятиях нередки факты мошенничества, бывает так, что люди, не имеющие к церкви никакого отношения, держат на выставках сразу несколько „точек“, — рассказала корреспонденту ИА REGNUM уфимка Юлия Иванова. — Я несколько месяцев ездила с такой выставкой по разным городам России, сначала мне все очень нравилось, но потом оставила это занятие». «К сожалению, на одной из выставок отдельные факты мошенничества были выявлены, — неохотно признал один из сотрудников Уфимской епархии. — В 2013 году к организаторам и участникам православных выставочных мероприятий» Комиссией по координации выставочной деятельности Русской православной церкви разработан ряд требований, соблюдение которых позволит оградить посетителей выставки от недобросовестных экспонентов. Такие выставки необходимы. Не у всех есть интернет и возможность покупать книги, а здесь, на выставке, мы узнаем о духовной жизни наших братьев по вере в других епархиях и даже странах".

Однако большинство посетителей видит в православных выставках больше положительного, нежели отрицательного. «И все же такие выставки для многих единственная возможность пообщаться со священниками и монахинями из монастырей Уфимской митрополии, — констатировала Галина Медведева. — Я по состоянию здоровья не могу поехать в Покрово-Еннатский монастырь в селе Дедово, а здесь, на выставке, у меня есть возможность приложиться к святыням этого монастыря. Кроме того, в прошлом году на одной из выставок я могла услышать лекцию профессора Осипова из Москвы — другого шанса у меня не было бы никогда. Поэтому приходится мириться с тем, что внушает опасения».