В пермских школах в 2014 году впервые за 10 лет проведен мониторинг соблюдения прав человека в школах. 90% учащихся и 88% педагогов указали, что в школах созданы возможности для получения информации о правах человека (10 лет назад так отвечали 83% учащихся и 71% педагогов). Об этом в своем блоге сообщила министр образования Пермского края Раиса Кассина. Источником знаний о правах человека назвали уроки права и обществознания 94,2% опрошенных, интернет — 80,4%, СМИ — 65,3%, учебную литературу — 59,1%.

Результаты показывают, что теряет остроту проблема физической доступности образования, но существуют барьеры для посещения учениками отдельных занятий: «недопуск» к занятиям, отсутствие преподавания некоторых предметов.

Выявлено, что за последние 10 лет образовательные организации стали более безопасными, но родители обращают внимание на отсутствие медработников в школах значительную часть рабочего дня. Отмечается улучшение материально-технических условий организации образования, возникающие проблемы решаются в текущем режиме.

По словам Раисы Кассиной, одним из важных аспектов мониторинга стало изучение ситуации, связанной с обеспечением свободы от унижения человеческого достоинства в стенах образовательной организации. При этом случаи физического насилия в отношении детей отмечены респондентами как единичные, наблюдается тенденция к их снижению: «Отмечается некоторое улучшение ситуации и в сфере защищенности детей от психологического насилия. Более 70% учащихся и более 80% педагогов определили принципы отношений как „уважение и сотрудничество“, и только 6% учащихся и 4 % педагогов считают, что они основаны на подчинении и принуждении».

Реализация права на участие в управлении образовательной организацией оценивается положительно, так 77% участников исследования считают, что управляющие советы принимают важные решения.

Мониторинг выявил и ряд проблем в сфере соблюдения прав человека в школе. Оказалось, большая часть нарушений вызвана недостатком знаний работников образования о правах человека, умений и навыков, которые позволяют решать задачи образования и воспитания, не нарушая прав ребенка. К примеру, был зафиксирован факт публичного представления списка детей малоимущих и многодетных родителей, что является нарушением неприкосновенности частной жизни.

Что касается прав работников образования, то потенциал обращений респондентов в возможной конфликтной ситуации в комиссию по трудовым спорам составил 48%, в органы управления образованием — 29%, в правоохранительные органы и суд — 24%, в общественные организации — 28%, к правозащитникам — 14%, каждый десятый педагог в подобной ситуации обратится за помощью к коллегам, проигнорируют нарушение 4% учителей.

Вывод, который сделали исследователи, следующий: «Можно утверждать, что государственная образовательная политика является главным системным фактором, порождающим нарушение прав педагогов… Можно говорить о несоразмерности низкой заработной платы учителей и сложного труда. Государство нарушает не только право учителя на справедливую оплату труда, но и право учащихся на качественное образование. Ситуация усугубляется довольно частым предъявлением к педагогам требований выполнения работ, не входящих в их должностные обязанности. В результате школа остается без педагогов, способных обеспечить высокое качество образования и воспитания. Оставшиеся, в борьбе за выживание, взваливают на себя чрезмерные нагрузки, не позволяющие обеспечить качественное образование. Все это влечет за собой нарушения личных прав участников образовательного процесса».

Треть респондентов — педагогов еженедельно находятся в школе более 36 часов, что выше законодательно установленного максимального значения, при этом на подготовку к занятиям тратят в среднем около 12 часов в неделю дома, а размер зарплаты в опрошенной группе составляет 19-20 тыс. рублей, то есть ниже уровня, установленного распоряжениями президента и «дорожной картой». При этом каждый десятый респондент отметил задержку заработной платы. Работа в условиях, не обеспечивающих безопасность или угрожающих здоровью, отмечена в 3-8% случаев, неправомочные дисциплинарные взыскания — в 6-7% случаев. Исследователи обратили внимание на то, что ряд прав учителя существуют номинально, например, право на повышение квалификации.

Добавим, что мониторинг проводили сотрудники Центра гражданского образования и прав человека под руководством Андрея Суслова в 14 общеобразовательных организациях Пермского края. Цель исследования — определить уровень знаний прав человека учащимися и педагогами, выяснить причины и характер наиболее распространенных случаев нарушения прав человека в школе для дальнейшего изменения ситуации. Итоговый отчет размещен на сайте Центра гражданского образования и прав человека.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Центре гражданского образования, методология мониторинга соблюдения прав человека в школах Пермского края базируется на наработках Хельсинкского фонда по правам человека (Варшава). Сбор информации осуществлялся путем анкетирования по месту работы/учебы (опрошено 293 старшеклассников и 106 педагогов). Также проводились экспертные интервью с руководителями образовательных организаций и педагогами. Кроме того, организовывались фокус-группы с родителями. Кроме того, велось нестандартизированное наблюдение в образовательных организациях и анализ документов.