Одним из положений майских указов Президента РФ является достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Значимым шагом по реализации указа стало введение в апреле 2014 года на всей территории России федеральной системы показателей электронной очереди для записи детей в дошкольные образовательные организации. По данным системы, на сегодняшний день число детей в возрасте от 0 до 7,5 лет, вставших «на очередь» в детский сад и до сих пор не получивших в нем места, превышает миллион.

Чтобы оценить эффективность и прозрачность работы системы электронной очереди для получения места в дошкольных образовательных организациях, всероссийское предпринимательское объединение Клуб лидеров провело «контрольные закупки» и опрос граждан в 41 регионе РФ. В процессе проверок в регионах была выявлена неоднородность требований системы, а также недостаточная информационная поддержка родителей, в том числе, в случае изменения места их ребенка в очереди. Существует несколько способов записать ребенка в детский сад онлайн — через единый портал государственных и муниципальных услуг, региональные порталы государственных и муниципальных услуг, а также через порталы региональных органов власти в сфере образования. В рамках портала государственных и муниципальных услуг действует два «окна» — detsad.gosuslugi.ru и beta.gosuslugi.ru. При этом для 7 субъектов Российской Федерации (Владимирская область, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Крым, Севастополь) переход с портала detsad.gosuslugi.ru на региональные порталы невозможен. Более технически удобным является портал beta.gosuslugi.ru, через который граждане из любого региона (кроме Москвы, Республики Крым и Севастополя) могут подать заявление для записи ребенка в детский сад.

При этом только 31% опрошенных в полной мере удовлетворены качеством подачи онлайн заявки на постановку ребенка в очередь в детский сад. Так, «контрольные закупки» выявили, что параметры записи в детский сад существенно разнятся в зависимости от выбранного региона. Например, в графе об указании льготы выпадает перечень от 1 наименования соответствующих льгот (в Санкт-Петербурге) до 110 наименований, причем неоднократно дублирующих друг друга (в Северной Осетии). Более того, отличия наблюдаются даже в рамках одного региона в зависимости от способа подачи заявки. В случае подачи онлайн заявки в Башкирии на региональном портале (edu-rb.ru) предлагается выбор из 17 категорий льгот, а на федеральном портале (beta.gosuslugi.ru) таких категорий уже 20.

Кроме того, только 39% респондентов ответили, что им не потребовалось дополнительно предоставлять документы в бумажном виде для постановки ребенка в очередь. «Такая неоднородность требований в различных регионах затрудняет унификацию и упрощение процедуры на федеральном уровне, — комментирует результаты „контрольной закупки“ председатель Клуба лидеров Артем Аветисян, — Для граждан РФ вне зависимости от района проживания должны быть установлены единые формы подачи заявки — максимально простые, не требующие дополнительных технических действий и последующего предоставления документов на бумажных носителях, если эти данные можно получить через систему межведомственного электронного взаимодействия».

Кроме того, почти половина (47%) участников опроса считают, что действующая система электронной очереди не обеспечивает «прозрачность» процедуры приема детей в детские сады.

Большинство участников опроса отметили, что основной причиной недоверия к системе электронной очереди является постоянное изменение места в очереди, причем, как правило, в сторону ее увеличения. В связи с тем, что родителям не понятны причины таких изменений, они связывают это с манипуляцией электронной очередью со стороны органов власти и элементами коррупции.