Имея на руках явный карт-бланш продюсеры Игорь Угольников («Брестская крепость»), Федор Бондарчук («Сталинград») и режиссер Дмитрий Месхиев («Свои») распорядились им своеобразно.

В советском кинематографе тема Первой Мировой войны находилась под запретом. Ярлык «империалистическая» этому тем более способствовал. А исторические катаклизмы (Октябрьская революция, Гражданская война и др.) задвинули воспоминания о грандиозных военных событиях далеко на периферию массового сознания. К тому же, героями войны 1914 года не могли не стать белогвардейцы, проходившие по разряду «враги Страны Советов».

В постсоветском кино Первой Мировой тоже не везло. Прежде снимать про нее возможности не было, позднее стало не до того — помешали очередные потрясения. Единственной попыткой ввести тему Первой Мировой войны в широкий обиход можно считать телесериал Владимира Хотиненко «Гибель империи», снятый 10 лет назад. Хотя сюжетов из истории этой войны наберется не на один десяток фильмов и сериалов, что подтверждают европейский и американский кинематограф. Так что, в отечественном кино авторы «Батальона» оказались первопроходцами.

Из сюжета про то, как в целях пропаганды тогдашние ловкие политтехнологи предложили собрать женский «батальон смерти» могла выйти мелодрама, психологическая драма, военный эпос. Даже историко-революционный жанр мог оказаться к месту. Однако же получился удивительный кинорассказ из небрежно и словно впопыхах нарезанных и смонтированных эпизодов, логически слабо связанных меж собой. Герои здесь появляются из ниоткуда и исчезают невесть куда, мотивировки поступков затянуты плотным туманом, характеры чаще намечены слабым пунктиром, без надежды на развитие. Сюжетные повороты неуклюжи и предсказуемы. Доброволицы весь фильм пламенеют от любви к Родине. И изредка — к конкретному мужчине. Правда, когда вспыхивают классовые противоречия (стычка в казарме девицы Дуськи с графиней Натальей Татищевой), это чувство на время улетучивается, но немного погодя баланс восстанавливается.

История Марии Бочкаревой, однажды названной «русской Жанной Д'Арк» — не просто любопытная, а совершенно захватывающая. По личному благословению Николая II была зачислена в армию, и в первом же бою спасла 50 солдат. Стала полным Георгиевским кавалером, получила сначала чин подпоручика, а затем и поручика — для русской армии событие немыслимое. В 1917 году, по предложению председателя Временного комитета Госдумы Михаила Родзянко, согласилась организовать новое воинское подразделение. Главковерх А.В. Брусилов и председатель Временного правительства А.Ф. Керенский сочли проект удачным и поддержали. 21 мая Бочкарева выступила в Мариинском дворце с призывом к женщинам России, увлеклась и объявила, что батальон отправится на настоящую войну. Эта предыстория, несомненно важная для понимания происходящего на экране, почему-то деликатно опускается. Авторы ограничиваются лишь военными наградами, живописно разложенными на груди героини и парой не слишком артикулированных реплик о ее прошлых заслугах.

В «Батальоне» все настроены на подвиг и ничего кроме подвига. Полковник Татищев лично привозит единственную дочь в казарму к Бочкаревой. Малодушничают единицы, да и то на пункте записи, когда девиц принимаются стричь под ноль. Прошедшие естественный отбор доброволицы укрепляются в готовности к самопожертвованию, даже без всякой на то надобности. Мужчины предпочитают бездействовать: обсуждают планы очередной рекогносцировки или передислокации, либо по привычке митингуют, либо тоскливо смотрят в окошко деревенской избы. Казалось бы, на экране разворачивается сильная, пронзительная история о женщинах на войне, где смерти и сражения обретают конкретную форму. Однако из собранных слагаемых желанная сумма не получилась. А получился фильм в духе советского кино конца 1940-х — начала 1950-х. Здесь все понятно и разложено по полочкам: война равно подвиг, немцы — шпионы и растлители русской армии, женщины готовы на жертвы и подвиги во имя Родины, офицеры и солдаты — безвольная масса, большевики — сплошь дезертиры и подстрекатели, а в центре — народная героиня Мария Бочкарева. Пафос здесь преобладает и заменяет практически всё, включая возможные сюжетные коллизии и конфликты. Героев же лишают даже минимальной склонности к саморефлексии и сомнениям. Главное — победа, какой ценой — не важно.

Не удается этой истории выразительно и убедительно сыграть еще, возможно, и потому, что в нашем кинематографе так и не родился миф о Первой Мировой. В то время как в европейской и американской культуре он начал формироваться в 1920-е годы и даже раньше. Единственный миф нашего кино, сложный и многомерный, сумевший пережить потрясения последней четверти лет — о Великой Отечественной войне. Однако при просмотре «Батальона» зрительская кинопамять в нужные моменты не включается. Оттого приемы сценариста и режиссера с продюсерами остаются ничем не прикрытыми. Вот и приходится нагонять пафоса. Хотя вместо него достаточно было бы представить внятные психологические мотивировки и большую точность в исторических фактах. Тогда не будут вызывать оторопь, к примеру, финальные эпизоды, в которых на выручку батальону в едином порыве бегут офицер Генштаба, слабовольный полковник и солдаты, всю дорогу морально разлагавшиеся под воздействием немецких шнапса с колбасой и безжизненных большевистских речей.

Когда сходятся продюсерские и режиссерские силы, что представлены в титрах «Батальона», зрители вправе ожидать качественный коммерческий кинопродукт. Тема для фильма выбрана не только идейно верная, но и, будем справедливы, совершенно в нашем кино незаезженная. Поразительно то, что авторы «Батальона» никак не пытаются переосмыслить миф о войне. Здесь проговаривается примитивная мысль: «война — бесконечный подвиг, на ее алтарь дОлжно бросать жизни всех без исключения». О том, что и эта схватка между государствами была чудовищной трагедией, бессмысленной бойней, уничтожившей и сломавшей сотни тысяч судеб, вновь предпочитают не говорить. И по-настоящему перехватывает дыхание лишь однажды. Незадолго до титров пускают сохранившуюся военную хронику с теми самыми доброволицами, которые погибли кто на фронте, кто в тылу, но так и не сумели воодушевить мужчин на подвиги, доблести и славу.