Дом Стройбюро, находящийся в подмосковном наукограде Королеве, на протяжении последних лет является предметом разногласий между областными и городскими властями.

Этот объект входил в комплекс зданий Болшевской коммуны (существовавшей с 1924 по 1938 год), который после роспуска коммуны вместе с другими объектами, включая стадион «Металлист», был передан городу. Болшевская коммуна предназначалась для перевоспитания уголовников. Она была расформирована после того, как подтвердилось, что на ее базе была создана боевая организация для совершения террористических актов, в том числе против первых лиц государства. По этому делу было арестовано, по разным оценкам, до 400 коммунаров (из 5 тысяч проживавших в коммуне) и расстрелян 71 человек, в том числе художник Василий Маслов, имевший очень неоднозначную биографию и поддерживавший непосредственную связь с Г.Г.Ягодой, что подтверждается их перепиской.

Методы воспитания в Болшевской коммуне существенно отличались от методов воспитания, предложенных А.С.Макаренко, о чем он писал сам, критикуя то, что в Болшевской коммуне происходило. В 1928 году Макаренко в докладной записке члену правления коммуны им. Ф.Э.Дзержинского писал о Болшевской коммуне: «В Болшевской коммуне ГПУ под Москвой школа совсем уничтожена, а рабочее время подростков доведено до 8 часов…Все же это будет фабрика для взрослых, а не воспитательное учреждение. Совершеннейшее игнорирование школы и книги, учебно-производственного процесса, серьезной работы над бытом может иметь место или в случае фабрики, подобной Болшевской, или в случае вполне сознательного ограничения наших задач простым призрением беспризорных». После ареста Г.Г.Ягоды и самоубийства организатора коммуны М.С.Погребинского, руководитель коммуны С.П.Богословский признал перекосы в воспитании, в том числе организацию части коммунаров по принципу воровской общины (что подтверждается и другими источниками). Имеются свидетельства того, что процент перевоспитавшихся в коммуне был низок, что руководство коммуны потакало воспитанникам, политически не перековывало коммунаров, признавая, что с таким контингентом говорить и вести политические и нравоучительные беседы не получается, потому что, по признанию самого М.С.Погребинского, «воспитанники по своему инстинкту были анархисты, ярые противники власти, партии, комсомола».

В 2013 году здание Стройбюро должно было быть снесено, а площадка должна была пойти под жилую застройку. После одного из пожаров (произошедшего, предположительно, по причине поджога) при разборе завалов в доме были обнаружены две настенные росписи кисти В.Маслова, после чего активисты ВООПиК, в том числе Мария Миронова и Ольга Мельникова (руководитель и зам. руководителя королевского отделения ВООПиК) инициировали кампанию против сноса дома и за превращение его в музей Болшевской коммуны.

В 2014 году, когда мэром города стал А.Ходырев, сообщения о споре вокруг сноса дома Стройбюро стали появляться чаще. В это время уже был запущен процесс внесения дома Стройбюро в перечень объектов культурного наследия. Министр культуры Московской области С.Рожнов принял соответствующее решение 13.01.2014 г. В феврале 2014 года между Министерством культуры, благотворительным фондом «Новый Иордан» и руководством города было заключено соглашение о намерениях по восстановлению дома Стройбюро за счет фонда (что подтверждается ответом А.Ходырева на запрос Королевского отделения ВООПиК). Отметим, что Ольга Мельникова входит в Правление фонда «Новый Иордан». После реконструкции в доме Стройбюро должны были расположиться воскресная школа, Музей Болшевской коммуны и коммерческий банк. Однако на протяжении последних нескольких месяцев А.Ходырев и министр культуры области Рожнов делали взаимоисключающие заявления. Ходырев заявлял о необходимости сноса дома, а Рожнов утверждал, что дом надо сохранить.

Сотрудники ВООПиК среди оснований для создания музея Болшевской коммуны в доме Стройбюро указывали следующее: «В городе больше нет такого дома, откуда столько людей ушло бы безвозвратно: в годы репрессий „цвет“ Болшевской трудовой коммуны был расстрелян. Это памятник человеческому горю». Направленность материалов, выпускаемых сотрудниками Королевского исторического музея по Болшевской коммуне, не оставляет сомнений в том, что по их мнению, репрессированные воспитанники коммуны — бывшие уголовники, решившие переквалифицироваться в террористов, являются невинными жертвами кровавого сталинского режима. Активисты ВООПиК на своей странице в Фейсбуке 3 марта 2015 года указали, что они получили письмо с уведомлением о том, что дом Стройбюро внесен в перечень объектов культурного наследия. А 7 марта днем начался снос здания. На месте сноса быстро появились активисты ВООПиК и Архнадзора. Кто осуществлял снос, пока не выяснено. Руководитель фонда «Новый Иордан» заявила, что фонд не имеет отношения к сносу.

В тот же день в Фейсбуке Евгений Соседов, председатель московского областного отделения ВООПиК, начал публиковать серию сообщений, касающихся сноса. Первое сообщение о начале сноса появилось на странице ВООПиК в 13:55. Вечером 7 марта на странице в фейсбуке Е.Соседова впервые зазвучала параллель между сносом здания экскаваторами и актуальной темой сноса культурных памятников исламскими террористами. Ночью, в 1:15, после возобновления работ по сносу, Е.Соседов впервые озвучил версию захвата города террористами:

«SOS!!! К Дому Стройбюро в Королеве опять привезли кучу техники и рабочих и начали снос. Выставлено оцепление. Видимо хотят полностью уничтожить за ночь. Такая беспрецедентная наглость и упорство в уничтожении статусного объекта культурного наследия означает одно из двух: 1) либо снос происходит с личного одобрения губернатора Андрея Воробьева (губернатор был поставлен в известность о происходящем сегодня днем), 2) либо Королев захватили террористы, а областные власти и правоохранительные органы не контролюруют ситуацию».

8 марта в 12:47 Евгений Соседов в своем Фейсбуке написал:

«ИГИЛ уже с нами. Бандиты, охранявшие сегодня ночью в Королеве снос памятника архитектуры с росписями мирового значения, выкрикивали „Аллах Акбар!“, „красно*опые коммуняки!“, а также лозунги фашистского толка. Активистам угрожали расправами. Местная полиция молча наблюдала. ГУ МВД по Московской области, МВД России, губернатор Московской области и прокуратура Московской области самоустранились. В эти минуты снос завершается уже при свете дня. Власти продолжают бездействовать. С чем всех и поздравляю. Праздник удался»

После того как новость разлетелась по сети, в 21:36 он уточнил, что имел в виду под ИГИЛ:

«Снос памятника архитектуры ради самого сноса — это конечно чистый экстремизм. Не ради новой стройки (стройка была отменена еще год назад), не ради экономии бюджета (на восстановление дома уже давно был найден инвестор), а просто из принципа, в качестве демонстрации своего быдлопревосходства над нашей культурой, историей и всем, что нам дорого. Такой настоящий ИГИЛ, но вместо религиозных фанатиков у нас торжествуют вороватые завхозы»

Иными словами, господин Е.Соседов сравнил российское государство с преступным Исламским Государством: «такой настоящий ИГИЛ». Документального подтверждения и продолжения эта версия не получила. Других источников этой информации нет. Видео с угрозами, снятое и выложенное помощником депутата Алексеем Шипиловым, входящим в городской комитет КПРФ, не подтверждает версию кавказского следа (участники, высказывающие угрозы, делают это спокойно и расслабленно, их речь не имеет кавказского акцента), зато есть видео, где активисты называют происходящее «ходыревским беспределом».

8 марта 2015 года к раскрутке темы уничтожения культурных памятников присоединились «Эхо Москвы», «Каспаров.ру» (отправил на место двух корреспондентов, тоже заявивших о «зверском избиении кавказцами», что опровергается словами экскаваторщика, работавшего на сносе) и телеканал «Дождь». Несколько блоггеров начали раскручивать тему кавказского следа, в частности stilett_1 и tito0107.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что к конфликту вокруг Дома Стройбюро, подогреваемому «градозащитниками», в острый момент присоединились активисты КПРФ, которые не только сняли видео с угрозами от «кавказских боевиков», по всем признакам сильно смахивающее на постановочное, но и активно распространяли в сети материалы с места сноса. В информационной кампании со стороны КПРФ участвует весьма одиозный блогер Игорь Гришин, который еще ранее был замечен в сотрудничестве с ключевыми фигурами, организовывавшими Болотную, в том числе, с послом США в России Майклом Макфолом. И который уже опубликовал несколько материалов с критикой мэра города в связи с домом Стройбюро.

В связи с происходящим мы можем предполагать высокую вероятность дальнейшей раскачки ситуации с задействованием сценария столкновения власти и «лиц кавказской национальности», что, с нашей точки зрения, недопустимо, учитывая недавние трагические события. 9 марта 2015 года в сети уже появились призывы к протесту против властей: «Наш Королев являет собой яркий пример противостояния людей и вертухаев при полном равнодушии городского быдла…. В городе просто необходим альтернативный общественный гражданский центр силы и координации. Кто возьмет на себя организацию?».

Наталья Севрюкова, «Суть времени» — специально для ИА REGNUM