Эксперт рассказала, почему страховщики несут убытки по ОСАГО

Заместитель начальника Управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов ОСАО «РЕСО-Гарантия» Марина Щукина считает, что повышения тарифа ОСАГО на 40% и установление тарифного коридора на уровне 20% для нормализации ситуации недостаточно. Об этом она заявила корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 23 марта.

«Независимые эксперты предоставили ЦБ свои расчеты и оценки, из которых очевидно, что необходима более тщательная корректировка тарифов с учетом всех факторов, влияющих на убыточность (а это не только рост цен на запчасти и ремонт, но и судебная практика в вопросах урегулирования убытков, злоупотребление со стороны так называемых „автоюристов“ возможностью применения к ОСАГО закона о защите прав потребителей). Кроме того, следует не забывать, что предыдущее повышение тарифов не учитывало ряд изменений в законодательстве, которые вступили в силу в сентябре-октябре 2014 года, и значительно увеличили объем ответственности страховщиков», — пояснила Щукина.

Она назвала ситуацию в ОСАГО драматической — из-за несбалансированных тарифов и новых лимитов ответственности страховщики несут убытки по самому массовому страховому продукту. По словам Марины Щукиной, несколько страховщиков в 2014 году были вынуждены уйти с рынка или, по крайней мере, из розничного сегмента. «Выходом из кризиса ОСАГО может быть переход к рыночным принципам формирования тарифов, то есть свободная тарификация с установлением нижнего предела ставок. Это необходимо, чтобы предупредить демпинг со стороны безответственных страховщиков, которые не смогут расплатиться по взятым на себя обязательствам и просто исчезнут с деньгами клиентов. Хочется верить, что нынешнее расширение „тарифного коридора“ до 20% является шагом к будущим свободным тарифам», — уточнила Щукина, добавив, что делать прогнозы о том, на какой срок хватит нынешней индексации, рано. "Повышение вызвано не только увеличением лимитов ответственности по жизни и здоровью, но и существенным ростом цен на ремонт транспортных средств, что окажет определенное влияние на единые справочники, которые используются для определения размера ущерба, причиненного автомобилям. Работы над актуализацией цен уже ведутся и соответствующие изменения мы ждем в ближайшее время. Полагаем, что на определенный период ситуация на рынке ОСАГО стабилизируется, но очень много зависит от судебной практики, изменения курса валют, ситуации с урегулированием страховых случаев в рамках «Европротокола», — пояснила представитель «РЕСО-Гарантия».

Кстати, Марина Щукина обратила внимание на то, что далеко не во всех случаях тарифы изменились в большую сторону, и не для всех именно на 40%. «Так, для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 16 тонн повышение базовой ставки составит, например, 32%. А для легковых автомобилей юридических лиц, тракторов, мотоциклов и мопедов нижняя граница базовых ставок вообще значительно снижена — на 22%, 25% и 42% соответственно. То же касается и изменения территориальных коэффициентов — в 11 субъектах РФ они действительно повышены (максимум — на 25% в Мордовии и на Камчатке), но в таком же количестве территорий снижены, причем, например, в Магаданской области — на 41%», — пояснила эксперт.

Напомним, что Центральный банк принял решение повысить тарифы ОСАГО. С 1 апреля в среднем базовые тарифы ОСАГО повысятся минимум на 40%, а страховые компании смогут увеличить тарифы еще на 20%. В 11 регионах территориальные коэффициенты будут повышены, а в 10, напротив, снижены. Кроме того, с 16 апреля изменится методика расчета стоимости автозапчастей: выплаты по ним увеличатся в среднем на 20-25%. Максимальное подорожание базовых тарифов ОСАГО составит 60%.