К 105-летию «Музы блокадного Ленинграда» тиражом в одну тысячу экземпляров впервые выйдет в свет полная версия дневников Ольги Берггольц

В Санкт-Петербурге идёт подготовка изданий блокадных дневников Ольги Берггольц, в том числе полного. Выход в свет этой книги приурочен к знаменательной дате — 105-летию со дня её рождения (родилась известная поэтесса, прозаик, журналист 16-го — по старому стилю 3 мая) 1910 года. Как сегодня, 15 апреля, сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом рассказала журналистам писатель, переводчик Наталия Соколовская.

«Полагаю, что книга в серии „Рукописи“ выйдет летом. В издании „Ольга. Запретный дневник“ опубликованы только фрагменты. Дневники вообще, а такие острые, как военные, блокадные дневники надо делать с комментариями — слишком велик временной отрыв от тех событий, читателей надо готовить» — говорит она.

По словам Наталии Соколовской, "исторически случилось, что архив такого абсолютно ленинградского человека, как Ольга Берггольц, был продан московскому архиву её сестрой. «Это была пороховая бочка, подложенная под стул советской государственной власти, и сегодня они не потеряли этой своей функции, сегодня — даже ещё более взрывоопасной. Потому что, как оказалось, время нас мало чему учит. Завещания никакого не было, и трудно представить, что можно завещать пороховую бочку», — отметила она.

«Разгаром смертного времени», «мы изолированы, мы умираем», «здесь ничего не знают и не говорят о правде, о голоде» (из дневниковых записей в Москве), «лож и кошмар, который происходит» — эти микроотрывки подтверждают «эффект пороховой бочки».

«Есть какой-то смысл, о котором надо подумать, что именно сейчас приходят к нам эти дневники. Дневник вернулся какими-то немыслимыми воздушными путями из Москвы в Петербург, и это, думаю, правильно», — считает Наталия Соколовская.

Изданием потрясающей документальной и фактурологической силы назвала «Запретные дневники Ольги Берггольц» советник директора Государственного Эрмитажа, ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук Юлия Кантор. По её словам, «более патриотичного человека в стране и городе трудно было найти, но она выступала против „закапывания правды“ о войне, блокаде, цензуре».

Ольгу Берггольц называли «Музой», «Мадонной блокады» и «Нашей Олей». «В новой книге будут содержаться полные блокадные дневники с комментариями. Это целостный архив, за исключением, может быть, нескольких тетрадей», — пояснила Наталия Соколовская.