Одной из ключевых задач для российской интеллектуальной элиты является работа по сохранению исторической памяти, уверен специалист

Массы исторической информации по-прежнему остаются невостребованными не только среди общества, но и в среде профессиональных историков. Как передает корреспондент ИА REGNUM 17 апреля, об этом заявил директор Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин в ходе в ходе круглого стола «Историки versus журналисты: откровенные ответы на острые вопросы».

«История Великой Отечественной войны относится к системообразующим элементам сознания России. Работа по сохранению этой памяти принадлежит к числу ключевых задач для российской интеллектуальной элиты. Мы сталкиваемся с парадоксальным явлением: массы информации остаются невостребованными не только общественностью, но и профессиональными историками. Мы предпочитаем формулировать тезисы без фактов и документов и затевать бессмысленные споры, а ответы на вопросы, между тем, находятся в открытых документах», — сказал Сорокин.

Он посетовал на то, что с открытыми историческими данными практически никто не работает: «В 2014 году я принял участие в спорах вокруг блокады Ленинграда. Взяв в руки ряд архивных дел, в очень многих из них я не обнаружил в записях листов использования — с ними никто не работает. Сегодня много риторики вокруг памяти об истории войны и меньше работы по восстановлению истории в целом. Мы стоим перед необходимостью изменения общественного сознания в пользу позитивного знания. История любого государства полна самых разных страниц, и мы должны знать их все — как страниц побед, так и страниц поражений и преступлений. Всё это нужно для извлечения уроков и инструментализации исторического опыта».

Ранее глава Европейского Института демократии и сотрудничества в Париже Наталия Нарочницкая заявила, что у российских историков нет взаимных противоречий с западными коллегами, поскольку те не позволяют себе называть белое чёрным. «Я заметила, что с европейскими историками особых противоречий нет — взаимные упрёки сводятся к тому, что мы лишь по-разному выделяем детали. Никто из них не называл белое чёрным и не обвинял СССР в том, что это именно мы объявили войну. Когда наступает тот момент, когда студенты этих профессоров становятся чиновниками и журналистами, они начинают говорить прямо противоположное тому, чему их учили. Идеологизация общественного сознания окрашивает исторические науки и сегодня на Западе», — сказала Нарочницкая.