Новый художественный руководитель краснодарского Театра драмы Сергей Куница намерен сделать ставку на сложные формы и утонченность

Назначенный на должность в марте этого года худрук Краснодарского театра драмы Сергей Куница обозначил свое творческое кредо, раскритиковав современные тенденции подмены режиссерского таланта провокацией в театральном искусстве. Куница «прошелся» по скандальной постановке Тимофея Кулябина, «задев» и молодого драматурга, автора проекта «Double Пулинович» Ярославу Пулинович:

«Я как-то посетил „Лабораторию современной драматургии“, она проходит в Союзе театральных деятелей в Москве. Знаете, какие пьесы там показывали? Про взаимоотношения таджика и продавщицы „Ашана“. Или про то, как девушка ехала в электричке с мешком картошки, а к ней пристали два лоботряса. Мне это не интересно. Пусть пьесами той же Пулинович „забавляются“ в других театрах — в нашем их не будет. Делаю ставку на классику: Александр Пушкин, Эмиль Золя, Антон Чехов, Лев Толстой. Если это Шекспир, то это эпоха: утонченный слог, дворцовые декорации, исторические костюмы, изящные движения, манеры. На сцене должна быть феерия, сказка. Это, конечно, дорого. Но просто стул и стол — не моя история. Во время „Дягилевских сезонов“ занавес открывался, и зритель аплодировал декорациям. Мы тоже будем к этому стремиться», — сказал Сергей Куница в интервью «Кубанским новостям».

Новый худрук обратил внимание, что на зарубежных известнейших подмостках, например, таких, как французские «Гранд-опера» и «Комеди Франсез», — мата нет. «Почему он должен быть у нас?» — недоумевает Куница. «Считаю, если режиссер несостоятелен, то он придумывает какой-то „выпендреж“: „а давайте материться и ходить голыми по сцене!“. И тогда все уже обсуждают не его мастерство или игру актеров, а этот „ход“. Добро, свет, чистота всегда будут в приоритете. Мир за окном противоречив. Люди скучают по той теплоте, которая идет со сцены. Я, например, не понимаю постановки, когда с подмостков раздается мат, не понимаю спектакль „Тангейзер“, оскорбляющий чувства верующих. Я работал с Борисом Мездричем, он всегда был провокатором, но тут уж он перегнул палку», — заявил Сергей Куница.

Напомним, премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» в постановке режиссера Тимофея Кулябина состоялась в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета (НГАТОиБ) в декабре прошлого года. Действие классического сюжета оперы перенесено в современность, где рыцарь Тангейзер явлен зрителю кинорежиссером, снимающим порнофильм «Грот Венеры» «о тайных грехах» Иисуса Христа. В постановке фильм анонсируется афишей, где Христос изображен распятым между голых женских ног. Постановка поначалу получила положительную критику, некоторые театральные эксперты даже предрекали опере национальную театральную премию.

Однако общественность решила иначе — после премьеры разразился громкий скандал, в ходе которого Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился по поводу постановки в областную прокуратуру. В надзорном ведомстве в отношении Кулябина и Мездрича возбудили дело об административном правонарушении с формулировкой «оскорбление чувств верующих». Позже суд производство по делу прекратил «в связи с отсутствием события правонарушения». Однако, Мездрич все же лишился своей должности — с поста директора НГАТОиБ его попросил Минкульт РФ, назначив взамен руководителя петербургского Михайловского театра Владимира Кехмана, убравшего постановку из репертуара. А режиссер Кулябин, напротив, даже получил приглашение поработать в Большом театре. Вдобавок, «Тангейзер» спровоцировал массовые протесты в Новосибирске — как своих противников, так и защитников. Среди последних, кстати, оказались маститые деятели культуры — театральный режиссер, худрук МХТ Олег Табаков, актер и худрук Театра Наций Евгений Миронов, глава Союза театральных деятелей Александр Калягин. В пику деятелям искусства высказались министр культуры Владимир Мединский и замглавы администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов, предложив, в том числе, создателям оперы принести извинения зрителям, и озвучив необходимость предварительного просмотра репертуара гостеатров. Далее последовала реакция организации «Божья воля» на поддержку оперы Табаковым — активисты подложили ко входу МХТ им. Чехова голову свиньи, сделав к ней подпись «Табаков». Промежуточным итогом противостояния можно назвать встречу Мединского с художественными руководителями театров, на которой министр заявил, что «никакого возвращения к предпросмотрам, никакого навязывания худсоветов не будет — свобода творчества не ставится под сомнение». Однако «директор театра должен отвечать за то, чтобы спектакли не провоцировали массовых протестов».

Отметим, постановка, тем временем, становится объектом все более острой критики. Так, одно из изданий указывает на истинную цель авторов, приводя цитату из интервью режиссера Кулябина: «Я искал тему, табуированную в современном обществе. Для нынешнего европейца таких тем, пожалуй, только две: холокост и религия. <…> Об этом лучше высказываться, сохраняя крайнюю осторожность, или не говорить вовсе».

На что издание дает отповедь: "в вагнеровском «Тангейзере» странствующий рыцарь попадает в грот Венеры. Там он предается всяческим утехам, забывая о своем предназначении. Но, оказавшись на состязании певцов-миннезингеров, герой вспоминает о своем предназначении, сбрасывая тем самым колдовские чары. И при чем тут «неизвестная греховная жизнь Христа? <…> То есть, Кулябин стремится разрушить табу. И этим прославиться. Его не интересует ни Вагнер, ни грот Венеры, ни забвение, ни… сбрасывание колдовских чар <…>. Представьте себе, что одновременно появилось значительное число таких хулиганов, каждый из которых стал специалистом по разрушению определенного табу. Что останется от культуры, которая, между прочим, является системой запретов, то есть табу? Видимо, Кулябин понимал, что не сможет безнаказанно разрушать табу на прославление нацистов, осуществивших холокост. Видимо, он понимал также, что нарушение табу на поношение всего, что священно для ислама, тоже породит для него избыточные проблемы. Выбирая из всех табу, на которые можно посягнуть, дабы прославиться, Кулябин выбрал самое безопасное- табу на поношение Иисуса Христа», — пишет издание.

Добавим, согласно опросу ВЦИОМ, проведенному 4-5 апреля, оскорбительной интерпретацию «Тангейзера» в новосибирском театре назвали 47% респондентов. При этом, одинаковое количество россиян — по 31% — заявили о том, что считают постановку святотатством, и о том, что их чувства затронуты не были. 12% опрошенных назвали постановку хулиганством или преступлением. 24% заявили, что спектакль был саморекламой, и только 14% восприняли постановку как акт современного искусства и творческой самореализации. В опросе приняло участие 1,6 тыс. человек из 132 населенных пунктов 46 регионов России, сообщает корреспондент ИА REGNUM.