Николай Николаев, руководитель Центра Общероссийского народного фронта по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» в рамках работы Форума ОНФ «Правда и справедливость» побеседовал с корреспондентом ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Как Вы начали заниматься общественной деятельностью и конкретно — мониторингом исполнения указов президента?

Я работал журналистом, занимался связями с общественностью, реализацией различных социальных проектов. И понятно, что мне близка работа общественных организаций, и я нашел себя в Общероссийском народном фронте. Именно по той простой причине, что мы занимаемся не бумажками, а людьми. Тех чиновников, которые занимаются отчетами и ставят галочки, мы пытаемся, вынуть из этого мирного состояния цифр и отчетов, и познакомить их с реальной жизнью. Например, по истории с новым аварийным жильем мы приехали в одну из областей, заместитель губернатора отвел нас в сторону, и стал говорить: «Люди, которые там живут — это маргиналы, они сейчас начнут спекулировать своей ситуацией…» Мы спрашиваем: «А вы были в этом доме?»

Потому что мы-то как раз только что там были, и своими глазами видели, как там все отваливается…" Чиновник отвечает нам: «Нет, не был». Мы говорим: «У вас есть уникальная возможность потратить 10 минут, и посмотреть, что действительно происходит „на земле“.» В нашей жизни реально не хватает этой функции — пока чиновник находится среди цифр, он беспокоится только о цифрах, а не о людях.

ИА REGNUM: Каковы Ваши источники информации? Что является окончательной целью Вашей работы — систематизация заявленных проблем или наказание виновных?

Здесь очень сложная история. Задача ОНФ — решить проблему исполнения майских указов и реализации тех преобразований, которые задумал президент Владимир Путин системно. Для нас все те истории, которые мы получаем и через социальные сети, и по почте, и при личном общении, когда мы ездим в регионы — это не просто единичные случаи, а доказательства системных ошибок. Мы собираем это, систематизируем и только после того, как мы поняли вместе с экспертами, как это можно исправить, тогда уже мы стараемся исправить ситуацию. Ведь есть достаточно большое количество депутатов в Госдуме от ОНФ, есть такие Форумы, как сегодня, на которых мы общаемся с нашим лидером. И задача ведь состоит не в том, чтоб исправить какую-то одну конкретную ситуацию, а в том, чтобы не допустить подобных ситуаций в дальнейшем. Это самое главное.

ИА REGNUM: Но как все же Вы отличаете признак системного сбоя от банального доноса на соседа?

Пытаясь решить системные вопросы, мы видим ситуацию более детально. Понятно, что есть масса личных взаимоотношений — и в регионах, и в центре — все мы люди. Понятно, что иногда бывают и неоднозначные ситуации. Но есть закон, и первое, что мы смотрим — действительно ли все по закону, или нет? То же самое расселение аварийного жилья — мы занимаемся мониторингом расселения аварийки, а к нам приходят и говорят: «У меня была квартира 30 квадратных метров, а мне дали те же самые 30 метров, а у меня в квартире прописано 48 человек.» Мы говорим: «Конечно, по человечески мы Вас понимаем. Но по закону в рамках расселения аварийного жилья вы должны были получить столько же, сколько у вас было, и задача государства — предоставить Вам такое же по объему жилье, только безопасное.» Они отвечают: «А мы не знали, мы думали, жилье при расселении дают по социальным нормам».

Конечно понять людей можно — они пытаются использовать любую возможность, чтоб улучшить свою жизнь, и, чтоб избежать неприятных ситуаций, мы очень серьезно изучаем проблему. Я часто сам езжу, чтоб посмотреть своими глазами — а все ли так, как нам сообщили?

Здесь еще многое связано с тем, что чиновники на местах, в регионах, не общаются с людьми. И люди озлоблены, потому что вынуждены добиваться того, что им обещают, на протяжении многих лет. Порой они просто не знают, на что они имеют право, и поэтому у них бывают и завышенные и заниженные ожидания. А им и почитать-то закон часто негде. Понятно, что все есть в интернете, но много ли народу у нас пользуется интернетом? Но самое главное — что с людьми не общаются…

ИА REGNUM: Когда Вы все соберете и систематизируете, чего Вы ждете в качестве результата своей работы — карательных мер, законодательных инициатив, или чего-то еще? Или Ваша задача — чистый мониторинг и экспертный доклад по итогам?

У нас, у всего ОНФ, одна задача — добиться результата, чтоб те цели, которые поставлены президентом, были достигнуты реально. Главное, чтоб они были достигнуты. Конкретному человеку все равно, каким путем, каким образом. Ему важно, чтоб в конце концов он оказался в новом жилье, а не в аварийном. Для нас главное — это результат «на земле». Для его достижения есть разные пути. Есть случаи, когда чиновники сопротивляются, на местах воруют — и тогда мы обращаемся в прокуратуру. И есть ситуации и гораздо более простые — как с капремонтом. Мы просто подняли этот вопрос, опубликовали историю, и программа капитального ремонта была пересмотрена. И не надо никого сажать или карать иным образом.

ИА REGNUM: То есть, готовых путей нет, Вы всегда смотрите по ситуации?

Да. Главное — результат. Должно быть реализовано то, что написано в Указах. А там не написано, что всех надо посадить, а написано — расселить. вот этого мы и должны добиваться.

ИА REGNUM: На входе нам раздали сувениры — маленькие зеркальца с логотипом «Народной экспертизы». Что это означает?

Это символ. Мы в своей работе опираемся на людей. Не только на профессионалов, а на разных простых людей. Это наш главный ресурс. Народные эксперты — это люди, которые не боятся, которые говорят с нами. Эти зеркала мы раздали людям для того, чтобы произошло самоосознание. Иногда мы не понимаем, насколько мы много можем. И когда мы видим, что вот это — народный эксперт, и он может много — это создает определенный и очень серьезный настрой.