Сравнение их с данными 2014 года позволит определить устойчивость основных тенденций в настроениях опрошенных

В 2014 году «Евробарометр» выявил следующие социально-политические тенденции в обществе:

1. Осенью 2014 года абсолютного максимума достигли основные показатели субъективной удовлетворенности населения. «Индекс счастья» вырос с 50 (в 2012 г.) до 82 пунктов. Индекс политического оптимизма — с 15 до 35. При падении доходов населения на 10%, экономический оптимизм вырос на 10%;

2. Резко сократились эмиграционные настроения — доля людей желающих уехать за границу на ПМЖ сократилась по сравнению с 2013 г. в два раза (до 6%);

3. Доля людей, считающих, что стране нужны радикальные политические преобразования, сократилась до 5% (сейчас их почти в три раза меньше, чем в 2012 г.). С 40% до 60% выросло число тех, кто считает, что никакие преобразования стране в принципе не нужны;

4. При этом за последние два года вдвое (до 23%) увеличилась доля людей, считающих, что они способны поменять политическую ситуацию в стране своими силами.

По мнению специалистов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), проводивших исследования, наиболее сильная тенденция последних лет — солидаризация российского общества. Люди стали существенно больше времени уделять общению друг с другом, их сеть контактов за последние два года существенно расширилась. Количество «сильных связей» (т.е. тех, кому доверяют, у кого могут попросить в долг, с кем путешествуют) увеличилось с 4 близких человек в 2012-м году до 8 человек в 2014-м. Количество «слабых связей» (кого могут попросить об одолжении, с кем перезваниваются и переписываются не реже раза в месяц, у кого могут попросить о трудоустройстве или консультацию о поступлении ребенка в университет) увеличилось в полтора раза — с 25 до 36 контактов. Уровень счастья, а также политический и экономический оптимизм в России сильнее всего связаны именно с количеством контактов и дружеских связей. С ростом сети доверительных контактов растет субъективное благополучие и уверенность в завтрашнем дне, но падает доверие государственным институтам (особенно банковскому сектору и системе здравоохранения).

Результаты исследований также продемонстрировали умеренный рост инфляционных ожиданий: число тех, кто в 2014 году считал, что цены в 2015 г. будут расти быстрее, чем в 2014г., выросло на 15 процентных пунктов (до 52%). В 2104г. ожидание роста цен больше связано с политическими настроениями, чем с экономическими.

Основной экономический страх участников опроса в 2014 году — не страх сокращения дохода, а страх потерять работу. Почти три четверти опрошенных ищут работу через неформальные каналы (друзей и знакомых). Те, у кого больше «слабых связей» чувствуют себя значительно увереннее на рынке труда. С 2012 года происходил поступательный рост числа людей, имеющих сбережения. Доля имеющих сбережения, увеличилась с 32% до 46%. К 2014 году люди со средним доходом стали меньше тратить и больше откладывать. Напротив, люди с высокими и низкими доходами тратили больше, чем зарабатывали. К этому периоду в рублях предпочитали хранить деньги люди молодого возраста (до 35 лет), имеющие средний (40-75 тыс. руб. в месяц) и стабильный доход. Хранить сбережения в валюте (в основном наличными) предпочитали люди среднего возраста, имеющие высокий, но нестабильный доход. При этом 70% населения в 2014 году стабильно доверяли рублю больше, чем иностранной валюте.

Исследователи считают, что солидаризация общества — рост социального капитала, расширение сети доверительных контактов, интенсификация общения — имеет несколько значимых последствий: рост оптимизма и уверенности в завтрашнем дне; рост числа людей, уверенных, что они сами могут влиять на политическую ситуацию в стране; сокращение эмиграционных настроений; готовность терпеть сокращение дохода в случае сохранения работы, но одновременно с этим — сокращение доверия государственным институтам.

Устойчивость этих тенденций специалисты РАНХиГС намерены проверить в мае 2015 г., когда будут получены результаты следующей волны мониторинга.