Юрий Купришин встретил войну семилетним мальчишкой. И, как многие мальчишки, радовался знаменитому объявлению по радио. Но детство быстро кончилось: бесконечные дежурства у домов, чтобы не пропустить падающие на крыши московских домов зажигалки, нехватка еды, бегство из родного города в деревню отца и… захват ее фашистами.

Сейчас Юрию Васильевичу 80 лет. Он вернулся в Москву и посвятил свою жизнь военному делу, дослужившись до подполковника. А теперь является председателем Совета ветеранов района Вешняки и часто вспоминает свое трудное детство.

Объявление о нападении Германии на СССР Юрий Купришин встретил на футбольном поле школьного стадиона. Тогда дети совершенно не поняли, что происходит, — лишь начали бегать по полю с криками «Ура! Ура, война».

Отца призвали в армию еще 8 мая 1941 года, отправив в Подольск заведовать складом портянок, а мама руководила курсами санитаров в больнице. В июле 1941 года на крыши домов посыпались зажигалки, которые мальчишки спешно сбрасывали вниз, чтобы избежать пожаров. «Нас, малолетних, туда не подпускали, — рассказывает ветеран. — Дежурили в основном дети возраста 12-13 лет. Мы были смотрящими. Но я все равно залезал. Один раз тряхнуло так, что я оказался на земле рядом с домом. Как потом выяснилось, взорвалась 500-килограмовая бомба в 100 метрах от меня».

По воспоминаниям Юрия Васильевича, самым страшным днем стало 18 октября 1941 года. Накануне семья Купришиных из 12 человек эвакуировалась из Москвы по шоссе Энтузиастов. Они поселились в деревне Попадьино Рязанской области, где вырос отец Юрия. Неподалеку от нее проходила линия фронта. «Начали жить там. Однажды мы выходим на улицу и видим, что все как-то не так. Красный флаг всегда был водружен на кирпичном здании, бывшей церкви. В этом доме было все: и магазин, и почта, и сельсовет. Через прорубленные окна были сделаны двери. Вдруг смотрим, а флага-то нет. Все закрыто. Мы с пацаны побежали туда. Там никого нет. Советской власти нет. Проходит день, два, все равно все тихо, никого нет. Света нету, ничего нету», — вспоминает он. Вскоре появились машины с немцами — деревню оккупировали. «Это было вечером. Первым делом их интересовал колодец. Ходили по домам и считали количество людей, смотрели на то, что есть в домах. Диктовали свои условия. Наутро они встают и говорят, что хотят есть. Требовали отдавать им всю еду. Всю нашу деревню обложили продовольственным налогом. 5 немцев жили у нас дома. После обеда начинают шарить по курятникам. У кого корова есть — молоко давай! У кого куры — яйца давай! У кого скотина есть — мясо давай!»

День Победы Юрий Купришин встретил на Красной площади в Москве. В 1949 году он окончил школу и поступил на Московский шинный завод на Дубровке. Затем подал документы во 2-е Московское артиллерийское училище. В 1952 году его направили в Калининградское гвардейское минометно-артиллерийское училище. Военному делу он не изменял всю жизнь. Современным детям Купришин желает «обязательно ставить цели в жизни и добиваться их».