Мотоклуб «Ночные волки» организовал мотопробег «На Берлин!» с 25 апреля по 9 мая из Москвы через Белоруссию, Польшу, Словакию, Австрию и Чехию. Завершиться он должен был в столице Германии — Берлине. Во время мотопробега байкеры планировали воздать дань памяти советским воинам, погибшим при освобождении европейских государств от фашизма.

С самого начала акцию преследовали неудачи: сначала польские власти приняли решение запретить проезд через территорию республики мотоциклистам, потом Германия аннулировала часть виз из-за некорректно предоставленных данных о цели поездки. В понедельник, 27 апреля, польские пограничники действительно не пустили «Ночных волков» в страну и они вынуждены были искать другие пути. И нашли: 30 апреля члены российского мотоклуба «Ночные волки» все-таки въехали на территорию Евросоюза и двигаются к Братиславе. Где именно им удалось пересечь границу после того, как во въезде отказала Литва, и сколько человек проехали — не уточняется.

Фото: Night Wolves

Вернемся к причинам аннуляции части виз Германией. В опубликованном в субботу, 25 апреля, совместном заявлении МИД и МВД ФРГ указывается на «потенциальную опасность нарушения общественного порядка и безопасности в Германии» в связи с приездом мотоциклистов. Отметим, что репутация байкеров во всем мире дает основания для подобной точки зрения. Правда, учтем, что в данной ситуации это больше выступает как предлог «не пущать».

Мотоклуб «Ночные волки» — самое старое объединение мотоциклистов в России, он был создан еще в СССР в 1989 году. Изначально он стал калькой с американских байкерских клубов, в котором соблюдались все традиции мотодвижения. Но, по прошествии лет, «Ночные волки» стали уникальным явлением в мотокультуре, отношение к которому в байкерском сообществе делится примерно поровну — от одобрения до резкого неприятия.

Фото: http://movies.nm-unlimited2.net/

Байкерские мотоклубы как субкультура возникли в 50-е годы в США, речь идет именно о MC (motorcycle club) и MG (motorcycle gang). Легендарный клуб Hells Angels («Ангелы Ада») возник в 1948 году в Сан-Франциско, (штат Калифорния). Несмотря на то, что не менее легендарные Outlaws организовались на 13 лет раньше — в 1935 году, именно Hells Angels стали олицетворением протестной байк-культуры. Согласно официальной версии, её основателями и первыми членами стали летчики эскадрильи Hell's Angels, которые не смогли социализироваться, а проще говоря — получать необходимую им дозу адреналина после Второй Мировой войны.

Фото: http://ela.mobi/

Самой известной фигурой движения до сих пор признается Ральф Хьюберт Бергер, более известный под псевдонимом Сони Бергер, благодаря усилиям которого «Ангелы ада» стали самым крупным 1% байкерским клубом в мире. Напомним, термин «1%» появился после печально известного «холлистерского инцидента», когда в июле 1947 года в городе Холлистер (штат Калифорния) на моторалли с участием нескольких тысяч человек произошли беспорядки и погромы.

Тогда Американская ассоциация мотоциклистов (АМА) открестилась от репутации «беспредельщиков» заявив, что из всех мотоциклистов только один процент может быть причислен к «outlaw» (вне закона), а остальные девяносто девять процентов — законопослушные граждане. Идея понравилась байкерам и с тех пор члены мотоклубов, исповедующих идеологию «вне закона», называют себя «однопроцентниками».

Фото: http://bikermovies.ru/

Идеология таких мотоклубов в первую очередь включает в себя мотоцикл как образ жизни и символ свободы. Свобода и протест против правил и законов характеризует MC, несмотря на строгую иерархию внутри них. Имеются испытательные сроки, строгое ограничение символики и правила ее ношения, в 1% мотоклуб в США не может быть принята женщина, латинос, негр или мужчина нетрадиционной ориентации.

Когда мотоцикл становится образом жизни, встает вопрос финансовый — за счет чего жить клубам и его членам? Если во главу угла поставлена идеология «вне закона», то ответ понятен: наряду с официальной деятельностью вроде охраны массовых мероприятий, тату-салонов, мото-салонов и мото-мастерских, клубы активно уходили в криминал, занимаясь наркотрафиком, торговлей оружия, контролем за проституцией и прочим. Конечно, на своей территории — нередки войны между клубами за передел сфер влияния.

Также для байк-клубов характерно наличие символики. Помимо собственных эмблем мотоклубов, активно используются флаг Конфедерации, символизирующий нонконформизм байкеров, черепа, нашивки «1%». Часто встречается Железный крест и свастика, которые хоть и не являются байкерской символикой, а используются скорее для эпатажа.

Вся эта система в конце 80-х годов была перенесена на российскую уже почти пост-советскую действительность. Отметим, что с самого начала своей деятельности, переняв внешнюю атрибутику, мотоклуб «Ночные волки» не называл себя «1%», хотя, по канонам, MG (мото-банда), не может не быть «1%». Вместе с милицией «Волки» охранял рок-концерты от «люберов», открыли тату-салоны и первый в России рок-клуб под названием «Sexton». Кроме того, они организовывали байк-фестивали и слеты.

В 90-е годы кроме «Ночных волков» в России не было других MC или MG клубов, чепты (филиалы) американских клубов начали появляться в начале 2000-х. Отметим, что не без участия бывших «волков», ушедших из мотоклуба по различным причинам. К этому времени разрослись и «Ночные волки» — в период с 1998 по 2009 годы отделения клуба были созданы в 33-х городах России, а также в Белоруссии, на Украине, в Латвии, Македонии, Сербии, Болгарии и Германии.

Фото: АР

Клуб начал отстраняться от идеологических устоев западной байк-культуры и сделал то, что немыслимо для мотоклубов — стал сотрудничать с государством и более того, защищать его устои. В отсутствие государственной идеологии получилась смесь из клубной атрибутики и правил (нашивки, правила и устав клуба никто не отменял), православия и провластной позиции. Среди байкеров всего мира много верующих и этот вопрос никого не смущает, но крестный ход на мотоциклах по Садовому кольцу организовали только «Ночные волки». А участие президента России Владимира Путина в мотофестивале в Севастополе, организованном «волками», совсем не свойственно мотоклубам, традиционно стоящим в стороне от любой власти.

Романтизированный кинематографом образ «свободных, как ветер» байкеров не учитывает некоторую маргинальность, как отличительную черту этих «дикарей». Конечно, с течением времени количество мотоклубов и мотоциклистов, живущих не по образу «мотобанд» сильно увеличилось, а термин «1%» стал более чем условен. Что касается «Ночных волков», они не побоялись быть отвергнутыми байк-сообществом за предательство идеалов, начав выстраивать свою деятельность определенным образом. На российской почве любая идея претерпевает изменения, особенно, если она пришла с Запада, поэтому наблюдать за сплавом идей свободы, государственности, патриотизма и православия по меньшей мере интересно.