Детский омбудсмен представила заключение о семьях, в которых жили пострадавшие девочки

Последствием дела о педофильском притоне в селе Лахость Гаврилов-Ямского района Ярославской области могут стать масштабные проверки деятельности территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также отделов по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных и школ. Такие рекомендации содержатся в заключении детского омбудсмена по данному делу, опубликованном 6 мая, сообщает ИА REGNUM.

В связи с происшествием была организована проверка. Татьяна Степанова, которая до 5 мая работала в должности детского омбудсмена, лично посетила образовательную организацию, где обучаются дети, а также органы опеки и попечительства, органы социальной защиты, территориальную комиссию по делам несовершеннолетних, детскую поликлинику и подразделение органов внутренних дел по делам несовершеннолетних. Были направлены необходимые запросы в компетентные органы. По результатам проверки было подготовлено заключение о восстановлении нарушенных прав и законных интересов ребёнка и предотвращению подобных нарушений в будущем. Заключение направлено прокурору Ярославской области, руководителю Следственного управления Следственного комитета России по Ярославской области, начальнику Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, правительству области, мэрии города Ярославля и иным заинтересованным ведомствам.

В частности, проверкой установлено, что из неблагополучных семей были только некоторые из пострадавших девочек. Так, одна из потерпевших проживала в нормальной, на первый взгляд, семье: дома чисто, ухожено, девочка хорошо одевается. Однако родители находятся в разводе, а дома у ребенка нездоровая атмосфера. Девочка не поладила с новым приятелем мамы, который стал часто посещать их дом, нередко в состоянии алкогольного опьянения. Мать также употребляла спиртосодержащие напитки. Зафиксирован случай обращения бабушки ребенка в полицию 0 после того, как мать, находясь в нетрезвом виде, затеяла драку с дочерью. Это единственный случай, по которому маму вместе с дочкой вызывали в комиссию по делам несовершеннолетних.

Семья другой девочки состояла на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав до 2013 года, затем была исключена из категории семей, находящихся в социально опасном положении, в связи с улучшением обстановки в семье. Однако мать девочки не работала, ребенком не занималась. Девочка была предоставлена сама себе, пропускала уроки в школе, были случаи употребления спиртного.

Согласно заключению омбудсмена, встает вопрос о необходимости привлечения родителей к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Кроме того, по итогам проверки были выявлены и недоработки органов системы профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений.

Так, несмотря на то, что одна из девочек находилась на учете, в школе, в органах полиции работа с ней ограничивалась профилактическим беседам педагогов по телефону, а также к редким посещениям места проживания. С семьей другой потерпевшей девочки работа не проводилась, сосем, так как, по мнению педагогов, оснований для постановки на внутришкольный учет не было и, соответственно, проведение с ней профилактической работы не предусматривалось. Информация о нарушении прав и законных интересов детей в адрес комиссии по делам несовершеннолетних и иные органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не направлялась. Фактическое обследование жилищно-бытовых условий не проводилось.

По мнению омбудсмена, одной из причин создавшейся ситуации стало отсутствие взаимодействия между школой и органами и учреждениями системы профилактики, координации деятельности этих органов со стороны территориальной комиссии по делам несовершеннолетних.

По результатам проверки председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве области рекомендовано принять меры к устранению выявленных нарушений законности, причин и условий, способствовавших их наступлению, начальнику управления по социальной и демографической политике правительства Ярославской области — организовать комплексную проверку деятельности территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального района, где проживают потерпевшие. Начальнику УМВД России по Ярославской области рекомендовано проверить деятельность отделов по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных по соблюдения требований законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и взаимодействии с образовательными организациями. Первому заместителю мэра города Ярославля рекомендовано провести проверку работы всех расположенных в городе муниципальных образовательных организаций, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц средней общеобразовательной школы, в которой обучались несовершеннолетние, в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в марте правоохранительные органы ликвидировали притон. По данным следствия, в дом, принадлежащий 54-летнему военному пенсионеру, регулярно, в течение нескольких месяцев, привозились девочки в возрасте от 10 до 14 лет, в основном из неблагополучных семей, с которыми мужчина вступал в сексуальные контакты. «Подбором» девочек — в основном из неблагополучных семей — занималась 19-летняя местная жительница, занимающаяся проституцией. Кроме того, по данным следствия, к совершению преступлений в отношении детей может быть причастен 45-летний житель Москвы. Точное количество потерпевших устанавливается следствием. Добавим, что данное происшествие стало очередным в числе целого ряда трагических происшествий с детьми в регионе с осени 2014 года.