Внешние неверующие оппоненты, которым отчего-то находится иногда дело до «господствующей», или как сейчас это назвали, «государствообразующей» религии, которую в нашей стране представляет Православная церковь, имеют представление о ней, как об авторитетном институте утешения во всякой тесноте и обиде пребывающих своих необразованных членов, потому что для образованных уже всюду по весям развелись психологи и дают, как считается, более обширный анализ душевных расстройств. Список требований к Церкви, какую хотели бы эти оппоненты видеть и каких изменений якобы ждет от нее общество, совершенно фантастический. Чтобы она разрешала презервативы, аборты, венчала меньшинства, отпевало любимых собачек. Не для того, чтобы это им самим было надо, а чтобы серые массы не шарахались цивилизации и были благодушны, глядя на гей-парады и «прочий Вавилон».

Иллюстрация fancyrussia.com

И все, больше никто ничего не ждет, не странно ли? Не только вот эти «прогрессивные» публицисты, но и государство в лице чиновничества тоже никаких функций, кроме представительных, за Церковью не видит, не подразумевает и не ждет. Редко кто из внешних «недоброжелателей» укажет, что социальная активность церковных людей никакая. Да и сами официальные лица Церкви подтверждают, что на этом все. А что еще надо? На прошлогоднем VI фестивале православных СМИ председатель Синодального информотдела Владимир Легойда так прямо сказал, что если вы видите какую-то социальную активность, по сбору денег, например, «на Первом канале», то это все делают воспитанники Православия и этого воспитания достаточно: «Простите, а кто собирал-то? Православные люди собирали. Воспитанные церковью. Откликнулись на призыв по велению сердца. Церковь воспитывает людей — вот что она делает. И почему я позволил себе на этом остановиться? Потому что вот этот угол зрения для нас с вами важен. Вот про это и надо рассказывать. О чем писать? Нет у нас в Епархии ни детдома, ни того, ни того… А люди-то есть в Епархии? Ну хоть сколько-то? Про людей и писать…. Мне кажется, нам нужно уметь вот такие ставить повороты. На мой взгляд, это может помочь ответить в том числе и на какие-то свои внутренние вопросы». С такими железными аргументами спорить совершенно бесполезно. Куда ни кинь взгляд, все самое лучшее принадлежит воспитанникам Церкви, она и «веление сердца» сделало таким отзывчивым.

Но если кто-нибудь возразит, что нравы в обществе смягчились по совсем иным причинам, например, питаться люди стали лучше, раздражителей меньше стало — очередей, дефицита, бандитов, безработица снизилась, социалка какая-никакая наладилась, то есть причины закономерные, что и повсюду, а не потому что проповедь Церкви звучит и про Бога там все яснее некуда, это все равно недоказуемо и кроется еще более железным аргументом, что душевный духовного не разумеет.

Церковь позиционирует себя «воспитателем». Даже если где-то ее заботит временами что-либо «социальное», кроме строительства двухсот или шестисот храмов, то это все делается в «воспитательных» целях. Церковь «не перестает говорить» или «не перестает учить» — вот это вся ее функция. Можно только позавидовать такой работе, с ровной периодичностью — да хоть каждый день — говорить, что надо хранить вечные ценности. Вышел кто-нибудь, сказал: «Храните, люди, вечные ценности», люди тотчас про себя думают: «Точно! Надо хранить, спасибо что напомнили». Побудительный мотив в этом говорении должно быть очень мощный и сильно влияет на улучшение нравов в обществе.

Светские, понимая, что кроме говорения от нее все равно ничего не дождаться, хотят, чтобы она «говорила» еще что-нибудь прогрессивное, а не только напоминала про «вечные ценности», то есть в основном про средневековую мораль. Государство тоже не прочь, наверняка, чтобы какая-то политическая и социальная поддержка от Церкви была бы, кроме освящения продукции ВПК и говорения опять же. А откуда ей взяться, когда низы Церкви совершенно не контролируются верхами и все, что их объединяет, это общее слово «православие», дальше толкуемое каждым по-своему.

Духовники, то есть те, кто имеет дело с «электоратом», все больше говорят про необходимость иметь ядерное оружие да про электронные паспорта, то есть про то, про что их не спрашивают. У паствы же иных «православных» интересов, кроме «спасаться», вообще быть не должно. А в остальное время Православная церковь в России чувствует себя как английская королева. Стоит на Традиции ее иметь. Православия надо «держаться» как за поручень, оно не требует никакой прочей деятельности. «Православие — благоухание» поет под караоке один православный архиерей, и того довольно как полноценного, цельноутвержденного факта. Поэтому православные и любят обсуждать разное кино, картины, певцов и певиц, слушать и сочинять музыку, стихи, пробуют даже писать книги и всю эту «культуру» измеряют на соответствие православию. В традиции Церкви вот такое праздное, слегка барское расслабленное пребывание, не лишенное еще местами некоторого обаяния. Интересов, которые православные могли бы сообща отстаивать, попросту нету. Храмы им строят. Социальную концепцию им написали. Встречи их епископов с их мэрами — показывают. Обо всем позаботились. Социальную инициативу рядового православного можно изобразить в таком примерно виде: «А давайте я хотя бы помогу посуду помыть? — Сиди уж, отдыхай, я сама помою». Инициативы и наверху кот наплакал, и внизу она почти утонула. Православные, правда, ощущают страшную тяжесть на своих плечах от осознания миссии, что они — не обязательно все, но хотя бы кто-то — «за весь мир молятся».

Может быть в руководстве Церкви и хотели бы как-то расшевелить свою паству, но вряд ли знают как это сделать. Немало рядовых священников и «мирян» понимает православие как некий духовный хардкор — больше просто ничего не усвоили — и это наиболее активная в медийном пространстве часть. И многие из них не просто входят в массу «этнических православных», а являются регулярными богомольцами на церковных службах. Сама вот эта паства готова лишь «благоухать». Давать культуру. Поддерживать Традиции, словесно конечно, то есть говорить что вот это плохая культура, а вот это хорошая, быть экспертом по культуре. У самих православных «мирян» спрос на свою религию сложился именно таким образом, что надо повсюду выискивать происки, «нападки на Церковь» и пресекать всяческий «гуманизм». Наверное неловко православных спросить — а кроме культуры и образования ничем заняться не хотите? Как это говорят, для разминки. А то два министерства культуры для одного государства слишком много.