Москва могла бы гордиться цветущей отечественной сортовойсиренью, но ее с улиц столицы вытеснили столичные застройщики и венгерскиедички. Несмотря на федеральную акцию«Сирень победы», шагающую по местам боевой славы от Москвы до Берлина, ивозрожденный в столице «Сиреневый сад Леонида Колесникова»,  до превращения Москвы в прежний «город сирени»– еще очень далеко.

Сиреневая Москва

Каждый май сирень благоухает на улицах Москвы, и кто-то, какв детстве, ищет в ее душистых гроздьях «волшебный» цветок о пяти лепестках,исполняющий самые сокровенные желания. Но страстная мечта московскихсиреневодов  — вернуть столице обликуникального города с корнесобственной сиренью, пока что так и остается мечтой,хотя они прилагают для ее воплощения все силы.

Тем не менее, первый шаг уже сделан: в Измайлово наСиреневом бульваре, наконец,  возродилисиреневый сад, где выращивают сирень Леонида Колесникова. Правда, из 300сортов, выведенных Колесниковым, в России осталось всего 60. Да и этауникальная сирень сохранилась только благодаря ученым Главного Ботаническогосада им. Цицина и Ботанического сада МГУ. Ее также можно увидеть на ВДНХ (там силами поклонников Колесниковапосажен в 1984 году его мемориальный сад, для которого собирали сортовую сиреньсо всей территории СССР), а когда-то сирень Колесникова в изобилии росла насамых обычных московских улицах.

Сирень в Москве стали массово культивировать еще в конце ХIXвека в дворянских усадьбах. Тогда из Франции вывозили знаменитую сирень изпитомника Лемуана. Ею и до сих пор гордятся французские сиреневоды,  а все утерянные сорта старательновосстанавливают.

В 30-е годы ХХ века стараниями гениального российскогоселекционера-одиночки Леонида Колесникова (1893-1968) на свет появилисьпервые сорта российской сирени. Вплоть до этого времени такого понятия, какроссийская сирень и в мире не существовало. Интересным было и то, что селекциясирени в России, из-за «железного занавеса», происходила без всякого обменаинформацией и посадочным материалом с американскими, французскими иликитайскими сиреневодами. И пошла она своим, уникальным путем, но полученные врезультате новые сорта  популярны во всеммире.

К счастью, в центре города – среди «сталинок», хрущоб иблочно-панельных коробок  80-х и на егоисторических окраинах еще можно случайно обнаружить уникальные многолепестковыесоцветья сирени Леонида Алексеевича Колесникова, поражающие взглядразнообразием форм, цвета и запаха.

Если вам повезло заметить такую необычную сирень, неполенитесь обратиться с этим вопросом в Академию им. Тимирязева. Ведь, вполневозможно, вам удалось найти ценнейший сорт, который считают утраченнымнавсегда.  То есть, настоящий  цветочный клад. Благодарны вам будут иселекционеры, и любители отечественной сирени. Одну из таких сортовых сиреней –«Маршал Жуков» совершенно случайно отыскали в Ботаническом саду МГУ нескольколет назад. Сирень селекции Колесникова до сих пор находят на подмосковныхдачах, построенных в 1930-1950 годах.

Растет сирень Колесникова и в совсем необычном месте – впитомнике Мосводоканала, организованном талантливым селекционером СергеемАладьиным… на очистных сооружениях в Курьяново. Среди лучших сортов  – «Память о Колесникове», «Красавица Москвы»,«Мулатка», «Сенсация» и самый первый и очень удачный сорт Леонида Колесникова «Джамбул».Раньше самый популярный в мире сорт «Красавица Москвы» российским любителямсирени приходилось выписывать из-за границы.

В Курьяновском питомнике сирень выращивается по новымтехнологиям — на основе биомассы, получаемой при очистке сточных вод. Некоторыевиды сирени даже цветут дважды в год, к тому же Сергеем Аладьиным было выведено9 новых видов сирени – «Маршал Конев», «Защитникам Москвы», «МаршалВасилевский», «Константин Заслонов», «День Победы», «Маршал Малиновский»,«Маршал Бирюзов», «Маршал Соколовский», «Синенький скромный платочек». Этасирень высаживается на территории отделений Мосводоканала, а также на улицах иво дворах школ Москвы и Подмосковья.

Трагедия  ивозрождение садов Колесникова

Леонид Колесников — выпускник кадетского корпуса и коммерческогоучилища и выходец из обеспеченной семьи, лишившейся после революции дома наКузнецком мосту и недвижимости в Ялте, после революции жил на чудом оставленномему в собственность дачном участке в селе Всехсвятское (ныне — Ленинградскийрайон Москвы, парк у кинотеатра «Ленинград»).

До революции центром села была церковь Всех святых, непрекращавшая свою деятельность даже в годы застоя. На ее территории тожевысажены несколько кустов сирени Колесникова.

Участок Колесникова располагался неподалеку от речек Ходынкии ныне ушедшей под землю Таракановки. Правда, его площадь  уменьшили с 2,5 гектаров до 30 соток.

После революции Леонид Колесников работал водителем  в ЧК, затем — в одном из московскихавтопарков, который позже и возглавил, и по служебной необходимости разъезжалпо всей стране. Сначала он просто составлял коллекцию сортовой сирени, из саженцеви кустов, сохранившихся на территории разоренных дворянских усадеб.  Тем самым он спас многие из них отисчезновения.

После того, как материала накопилось достаточно, Колесников,который всегда интересовался выведением новых сортов, начал скрещивать ее междусобой. Специалисты уверяют, что гениальный селекционер заранее предвидел, какойрезультат может дать та или иная родительская пара. Его сирень обладала самымбогатым запахом, изысканной формой и цветом, который по мере цветения менялоттенки, а самое главное – она цвела долго и начинала делать это буквально начетвертом году жизни, а не на восьмом, как другие виды сирени.

В освоении основ селекции Леониду Алексеевичу помогаластарший научный сотрудник и выдающийся биолог Ботанического сада им. Цицына –Мария Нагибина (1878-1943). Под ее руководством Колесников занялсясамообразованием, изучал труды Мичурина и Тимирязева, систематизировалполученные результаты селекции.  МарияНагибина известна также,  как автор новыхсортов флоксов.

В сад Колесникова ходили на экскурсии и занятия по биологииученики местных школ, появились  у него исвои ученики и помощники-единомышленники – биологи-селекционеры — Николай Леонидович Михайлов, Николай КузьмичВехов, Иван Федорович Стрекалов.  Но приэтом селекционера умудрялись несколько раз арестовывать, и за садом следила иодновременно сторожила его жена Леонида Алексеевича – Олимпиада.

К счастью, Колесникова довольно быстро выпускали на свободу,после чего он уже сам гонял из сиреневого сада непрошенных любителей дармовойсирени, которые безжалостно обрывали не только ветки, но и молодые кусты.  А ведь на создание каждого сорта уКолесникова уходило от 5 до 10 лет, и некоторые сортовые кусты и деревья рослив единственном экземпляре.

Леонид Колесников также ушел на фронт, оставив любимый садна попечении своей жены Олимпиады Николаевны (дочери известного музыкантаЯкинманского, получившей аристократическое воспитание и знавшей шесть языков). ДляКолесникова, прошедшего уже Первую мировую, а также русско-финскую, это былатретья война.

Часть  коллекционнойсирени была уничтожена взрывной волной в 1941 году — во время бомбежки рядом сдомом Колесниковых – в Большом Песчаном переулке. Произошло это на глазах у ОлимпиадыНиколаевны, страшно испугавшейся за маленькую дочку Тамару,  и стало сильнейшим нервным потрясением, откоторого она так и не оправилась до конца жизни. Умерла она в 1965 году иКолесников ухаживал за ней до последних дней.

В 1942 году Колесников вернулся в Москву с фронта послетяжелого ранения и занялся возрождением разрушенного сада. Так как места на егоучастке не хватало, он дарил полученные саженцы друзьям и знакомым, прося ихпроследить за цветением и рассказать о результатах. В дом Колесниковаприходили  письма от любителей сирени совсех концов страны, и многим из них он также посылал саженцы.

В 1952 году ученые и сиреневоды направили запрос оприсвоении Колесникову сталинской премии  «За выведение большого числа новых сортовсирени»,  а его сирень была посажена вТайницком саду на территории Кремля. Тогда же была издана единственная и до сихпор популярная у специалистов брошюра Леонида Алексеевича «Сирень».

В середине ХХ века сад Колесникова был одним из любимых местдля отдыха москвичей и гостей столицы. Тогда вместо бараков на Песчаных улицахпленные немцы выстроили добротные «сталинские» дома, где жил офицерский состави деятели искусств. Район облагородили, напротив сада возвели госпитальветеранов войны. Но в сад по-прежнему наведывались вандалы, и никто даже недумал охранять сортовую сирень, так что Леониду Алексеевичу приходилось самомусторожить ее по ночам. Днем же он работал начальником автобазы.

В 1954 году власти Москвы приняли решение об организацииКалошинского экспериментального питомника (район Щелковского шоссе) длярасширения сиреневого сада Колесникова. Район располагался на месте бывшегоболота, весь участок будущего питомника был покрыт сплошными ямами и рытвинами,почва для сирени также подходила очень мало. Колесников стал директором этогопитомника.

Первый сиреневый сад Колесникова во Всехсвятском вовсю теснилиновостройки. А в 1954 ценные растения начали сносить экскаваторами, а то ибезжалостно вырубать. Ветхий дом Колесниковых также снесли, но уже в 1966 году,а вместо него выстроили типовой кинотеатр «Ленинград». Рядом с кинотеатром досих пор растет пихта, высаженная отцом Колесникова в день его рождения.

Уцелевшую от вандалов уникальную коллекцию – пять тысячсиреневых кустов приходилось вывозить в район Щелковского шоссе – в новыйКалошинский питомник, как раненых из-под обстрела.  На оставшиеся от Сталинской премии деньгиЛеонид Алексеевич купил землю и инвентарь для нового питомника сирени.Благоустройство сада этот немолодой человек проводил своими силами. Именнотогда у селекционера случился первый инфаркт.

В Ленинградском районе столицы прошло мое детство, и япрекрасно помню, что сирени было тогда намного больше, а виды ее  — значительно разнообразней. Но ввосьмидесятых о селекционере Колесникове никто не вспоминал, даже преподавателибиологии.

В парке до сих пор живы около десятка кустов сирени,высаженной Леонидом Колесниковым в своем саду. Однако никто за ними не следит ине выдирает вырастающую вокруг кустов ежегодно молодую поросль, некоторые кустыуже «легли» на землю, но тех, кто отвечает за парк, это беспокоит мало. В немпостоянно сменяются памятники, и обновляется парк платных аттракционов, и наэтом забота о парке заканчивается.

Сирень Колесникова изредка можно встретить и на окружающихпарк улицах – Песчаных  и СальвадораАльенде. Местные жители понятия не имеют о ее ценности и считают чуть ли несорняком. А потому каждую весну сирень безжалостно обдирают на букеты.

Сиреневый сад в Измайлово отстояли с боями

В 2009 году у московской сирени впервые за многие годызабвения официальными властями появился шанс на возрождение  не только в ботанических садах, но и наулицах и во дворах. Тогда мэр Москвы Юрий Лужков посадил на месте Сиреневогосада Леонида Колесникова – в Москве – на Сиреневом бульваре, аж, пять кустовсортовой сирени. Тогда он, по его собственному признанию, взялся за сиреньслучайно, еще не думая о том, что на ней можно выстроить весьма выигрышнуюпиар-компанию…

В 2010 московские сиреневоды вместе с учеными изБотанического сада им. Цицина и представителями Международного общества сиренипо России, Австралии и Азии пришли к Лужкову с инициативой – возродить уникальныесорта сирени, созданные отечественными селекционерами – на улицах столицы.Конечно, для этого требовалась отдельная площадь, питомник. И Лужков согласилсяна проект «Москва – город сирени», понимая, что он, как и «лужковские» надбавкик пенсии, повысит его политический рейтинг в глазах избирателей.

Сиреневодам помогли с изданием книги о селекционере ЛеонидеКолесникове, но с площадью все было не так просто, ведь «строители тоже житьхотят».

Надо отметить, что московские застройщики неоднократнопокушались не только на территории «любительских» садов столицы, но даже наглавный Ботанический сад им. Цицина. Новостройки – с видом на сад –планировались прямо у забора, и ученым вместе с жителями района с трудомудалось отстоять его. К сожалению, отмена обязательных общественных слушаний позастройкам и тут делала свое черное дело.

Сейчас в России не существует законодательных инструментовдля сохранения зеленой зоны населенных пунктов. Никакой возможности защититьпосадки, кроме митингов возмущенной общественности для наших граждан законом непредусмотрена. В то время, как во многих странах разрешение на вырубку каждогодерева получить весьма сложно, и даже пересадка деревьев и кустов регулируетсяспециальными нормативами, дающими в руки экологической полиции реальную власть.

Закупки посадочного материала для осуществления акции«Сирень Москвы» отдали в руки коммерсантам, выигравшим тендер, и с ними вышланеприятность.  Как рассказываютспециалисты по сирени,  предприниматели вместо корнесобственной сирени приобрели привитыедички и «венгерская» сирень  из Германиии Польши. Как удалось выяснить ИА REGNUM,отдельных закупок сирени в ту компанию не было. Она приобреталась вместе сдругими кустами и деревьями для садов и парков, компанией, которая предложилацену на посадочный материал на 5% ниже.

«Мы пояснили, как важен корнесобственный посадочныйматериал, ведь только он может расти на одном месте до ста лет, — рассказывалав одном из интервью автор книги о сирени – вице-президент Международногообщества сирени по России, Австралии и Азии Татьяна Полякова. Эти саженцы слабоадаптируются к нашему климату и обречены на гибель».

Спрос на отечественную сирень породил, к сожалению, массуподделок, когда дички выдавались за сортовые саженцы, да и сорта были порядкомперепутаны.  Пересортица, котораятворится на любительском рынке сирени, нисколько не радует рядовых покупателей, но навести в этом хаосе порядок,может, разве что, введение обязательной сертификации крупных питомников. Покачто практически у каждого – будь то организация или обычный садовод-любительесть шанс купить и высадить на собственном участке «неведому зверюшку». Такойопыт был и у меня: вместо сортовой белой сирени Арктика, я приобрела кустиксамой обычной фиолетовой трехлетки. Через год он зацвел и… погиб.

И, конечно, то, что сирень высаживается в парках и во дворахпо принципу «лесопосадки», когда расстояние между саженцами составляет не болееполуметра, отмечают все садоводы. Даже сортовой куст в таких условиях погибнет,ведь крона сирени – разрастается в ширину, как минимум, на два метра, да икорни также требуют не меньшей площади. Таким образом, часть денег, пущенных напроект «Сиреневая Москва», просто зарыли в землю.

В 2011 году, когда мэром Москвы стал Сергей Собянин, бывшийКалошинский питомник представлял собой унылое зрелище: неухоженный запущенныйпарк с голубыми елями, лиственницами, липами и крепкими каштанами, и редкимикустами и деревьями других пород, в том числе и сирени. В центре парканаходился много лет не работающий фонтан. Тем не менее, это было одно изнемногих зеленых мест в районе Северного Измайлова и Гольяново.

Программу по сносу пятиэтажек при новом мэре былазаморожена, а потому расширить Щелковское шоссе решили за счет зеленой зоны -путем вырубки последних лип и лиственниц. С 2011 года по начало 2013 года, местныежители вели настоящую войну за Сиреневый сад, требуя от правительства снести иххрущобы, но парк оставить в покое и сохранить прекрасную лиственную аллею. (см.фото).

В 2013 году Сиреневый сад, наконец, присоединили кИзмайловскому парку и решили реставрировать, а главной его задачей  сделать возрождение сортов сирениКолесникова. Закупка саженцев на этот раз велась осмысленно, а в центре парка,площадью семь гектаров, устроили «маточный» сад. Его огородили, дабы материнскимдеревьям не мешали вандалы.

В Сиреневом саду высажена не только сирень сортовКолесникова, но и Лемуана, которую селекционер использовал для скрещивания иполучения своих корнесобственных сортов. Там планируется проводить научнуюработу по селекции сирени и возрождению утерянных садов. Частично это сделатьуже удалось в сирингарии ботанических садов — им. Цицина и МГУ, благодаря новымнаучным методам возрождения растений.

Сиреневый сад в Измайлово привели в порядок, к старым кустамсирени добавили молодые саженцы, разбили цветники и отреставрировали фонтан.Возле каждого сорта сирени сделали пояснительные таблички с названиями и описаниями.

Теперь в саду можно увидеть и редкий сорт «КрасавицаМосквы», и «Гортензию», и «Маршала Жукова», «Николай Леонов», «Небо Москвы» иудивительной красоты «Олимпиаду Колесникову», и выведенный селекционеров всамом конце жизни сорт «Памяти Колесникова». Хочется надеяться, что со временемсортовая сирень возродится не только в садах и парках, но и во дворах и наулицах Москвы.