Очереди из десятков тысяч человек могут выстроиться в Российский союз автостраховщиков (РСА), если «Росгосстрах» откажется исполнять свои обязательства. Данная ситуация возможна на фоне ограничения Банком России лицензии крупнейшего игрока рынка автострахования. Однако поддаваться панике не стоит: проблема решаема. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил главный редактор журнала «Автомир» Александр Огневский.

Напомним, Банк России ограничил лицензию ООО «Росгосстрах», на долю которого приходится 35% сборов по ОСАГО в России. Решение Ц. Б. было обосновано нежеланием крупнейшего игрока рынка автострахования устранять нарушения законодательства. Речь идет о навязывании клиентам дополнительных услуг, необоснованных отказах в заключение договоров ОСАГО, а также об отсутствии законных скидок автовладельцам за безаварийное вождение. Теперь «Росгосстрах» и вовсе не сможет заключать новые договоры ОСАГО, однако будет обязан исполнять любые обязательства по уже проданным полисам.

«Говорить о том, что все пострадают, а полис ОСАГО работать не будет — нельзя. Думаю, что те договоры, которые уже заключены, будут работать. Закон об ОСАГО — это все же федеральный закон, который правительство может подстраховать резервными деньгами. Плюс у РСА имеется свой бюджет на покрытие разного рода невыплат. Люди ведь не виноваты в случившемся: они договоры заключили по-честному, когда полисы действовали. Соответственно, закон обратной силы не имеет», — уверен Александр Огневский.

Однако, по мнению эксперта, проблемы в нынешнем положении все же могут возникнуть. Данная ситуация либо обернется большими очередями недовольных автолюбителей в РСА, либо же судебной волокитой.

«Может возникнуть такой момент, что страховая компания откажется исполнять обязательства. Тогда в РСА выстроятся очереди из десятков тысяч человек. Или другая ситуация: клиентская база в Приморском крае у «Росгосстраха», пожалуй, самая большая на всем Дальнем Востоке. Не думаю, что возникнут проблемы со страховым возмещением, но проблемы могут возникнуть с решением суда, если кому-то вдруг откажут выплачивать деньги. Пока о каких-либо прецедентах на территории края, я еще не слышал», — отмечает эксперт.

Вместе с тем Александр Огневский уверен: разгляди в свое время федеральная антимонопольная служба опасность, таких проблем сегодня бы не было.

«Из-за чего случилась эта ситуация? На протяжении ряда лет разные страховые компании говорили о том, что нельзя делать рынок настолько монополизированным. У «Рсгосстраха» была очень большая капитализация, вследствие чего компания многих либо поглотила, либо вытеснила с рынка ОСАГО те небольшие страховые фирмы, которые на этом рынке работали. Почему-то наши антимонопольные службы не увидели вовремя опасность того, что в случае обрушения этого сегмента, возникнут проблемы с возмещением потерь. Поэтому, сейчас ФАС должна озаботиться этим, — считает Огневский. — Должна посмотреть альтернативные варианты: могут ли другие участники рынка зайти на тот сегмент, в который не может сейчас входить «Росгосстрах».

Подобную ситуацию эксперты спрогнозировали еще около 12 лет назад, когда полиса ОСАГО стали обязательными, считает эксперт. Поздней, когда речь зашла о подорожании полисов, специалисты также предлагали несколько путей решения потенциальной проблемы: либо приостановить действие этих полисов, либо сделать их налогом. В последнем случае люди бы не покупали полис, а платили налоги, как сегодня, например, оплачивается дорожный налог в регионах, стоимость которого зависит от класса машины и прочих параметров.