Процесс лицензирования Управляющих компаний (УК) нуждается в доработке. Как сегодня, 11 апреля сообщил Уполномоченный по правам человека в регионе корреспонденту ИА REGNUM, такую позицию он намерен отстаивать.

город-кингисепп.рф
Уполномоченный по правам человека в Ленинградской области Сергей Шабанов.

Свою позицию омбудсмен обозначил ещё в апреле, на что отрицательно отозвался председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров, заявив, что лицензирование УК способно исправить ситуацию в ЖКХ, поскольку является «фильтром на пути недобросовестных участников рынка».

Вопреки этому заявлению, результаты лицензирования в Ленобласти показывают обратное — лицензии получили почти все управляющие организации, подавшие заявления. «Изучение ситуации в других регионах позволило прийти к выводу, что такие итоги характерны для субъектов страны — Санкт-Петербурга, Вологодской области, Омской области, Свердловской области и иных. Поэтому есть вопросы к Дмитрию Азарову: неужели он и сегодня убежден, что прошедший в России процесс лицензирования существенно изменил ситуацию в системе жилищно-коммунального хозяйства? Почему так много управляющих организаций оказалось допущено к работе?» — объясняет свою позицию омбудсмен.

По его словам, все дело в требованиях к претендентам на лицензию, которые были совсем не жесткими: регистрация в качестве юрлица или индивидуального предприятия, наличие у руководителя квалификационного аттестата и отсутствие неснятой или непогашенной судимости, отсутствие в реестре лиц, лицензия которых была аннулирована, раскрытие информации. «Самым „сложным“ оказалось раскрыть информацию о своей деятельности, поскольку не у всех управляющих компаний имелся собственный сайт, и многим пришлось создавать его и заполнять необходимыми данными непосредственно в ходе лицензионной кампании. Вот здесь и были ошибки и задержки», — поясняет Шабанов.

«Лицензирование состоялось, но заявленной цели — существенно изменить ситуацию в системе жилищно-коммунального хозяйства — не достигло, и никому не могло. Компания прошла в два этапа, первый из которых длился до 1 мая, когда и лицензионная комиссия, и управляющие компании стремились к одному — выдать и получить лицензии, чтобы с 1 мая не оказалось «брошенных» и никем не управляемых домов. Затем в течение месяца (второй этап) претенденты со второго и третьего захода устраняли замечания и недостатки, конечно, по раскрытию информации. Что в итоге? На первом этапе обладателями лицензии стали до 90% действующих управляющих компаний, а на втором — их число доведено почти до 95%", — говорит омбудсмен.

Вместе с тем, Сергей Шабанов уверен считает, что лицензирование управляющих компаний — верное направление, но условия допуска организаций к работе и объем лицензионных требований, а также система контроля их выполнения — в том числе, с привлечением собственников жилья, нуждаются в значительной доработке.

Как ранее сообщало ИИА REGNUM, с 1 мая 2015 года вступил в силу федеральный закон № 255, согласно которому все компании в России, управляющие многоквартирными домами (МКД), должны получить лицензию на право осуществления этой деятельности до 1 мая 2015 года. Процедура лицензирования стартовала 1 сентября 2014 года. В начале марта 2015 года специальная комиссия в Ленинградской области приняла решение о выдаче лицензий 12 управляющим компаниям и ещё 77 заявлений в лицензионную комиссию было подано. Напомним, на территории Ленинградской области работает 241 управляющая компания (по данным на 1 сентября 2014 года).