Инцидент, произошедший 20 июля в Ульяновске, прокомментировал ИА REGNUM эксперт Института национальной стратегии, религиовед Раис Сулейманов. Он выделил в связи с этим два важных момента.

«Православный бунт, который мы наблюдали в Ульяновске с приездом экс-татарстанского митрополита, а теперь нового симбирского митрополита Анастасия (Меткина), показал два важных момента. Во-первых, если в Татарстане возмущение Анастасием было все же делом небольшой группы людей, которые могли не боясь открыто говорить о проблеме гомосексуализма в руководстве митрополии, то в Ульяновске — это массовое явление, а не протест одиночек. То есть степень задавленности православных христиан в «мусульманской» республике выше. Во-вторых, в Татарстане защищала, лелеяла и покровительствовала Анастасию татарская правящая этнократия, и на то были причины. Поскольку православие в республике было в подавленном состоянии, сами православные при нем превращались в религиозное меньшинство. Этнически православные русские, чуваши, кряшены нередко принимали ислам, не желая исповедывать религию, где митрополит и некоторые священники являются геями. Этнократию такое положение вещей очень устраивало: таким способом Татарстан быстрее превращался в исламскую республику. А вот в Ульяновске этнократии нет, защищать Анастасия особо никто не спешит, светские власти стараются пока не вмешиваться в конфликт, воздерживаются от того, чтобы занять чью-то позицию, предпочитая наблюдать за происходящим со стороны».

Также Раис Сулейманов напомнил, что в новейшей истории православия в России был случай, когда светские власти выступили против назначения архиерея-гомосексуалиста, и патриархии пришлось считаться с этим.

«Речь идет о Костромской области, где тогдашний губернатор Игорь Слюняев потребовал в 2010 году от патриарха Кирилла убрать архиепископа Костромского и Галичского Александра (Могилева), подозревавшегося в содомском грехе, — вспоминает эксперт. - В интернете можно найти информацию по этому вопросу. И что же? Патриарх убрал архиепископа Александра из Костромской области, отправив его служить в Казахстан. То есть, как видим, если губернатор принципиальный и не желает, чтобы на территории его региона был православный архиерей с сомнительной репутацией, то патриархия «прогибается» и идет на уступки. Посмотрим, насколько принципиальным окажется губернатор Ульяновской области Сергей Морозов».

В свою очередь известный православный публицист богослов диакон Андрей Кураев полагает, что участников «православного бунта» в Ульяновске ожидает расправа со стороны церковных властей. «Показательные репрессии священников неизбежны, — написал Кураев в своем блоге в одной из популярных социальных сетей. — Насколько я понимаю, патриарху важно показать своей гвардии (епископам), что он их ни в каких ситуациях не сдаст, если они будут верны ему. А вот рядовое духовенство важно, напротив, запугать. Тесная (иосифлянско-симфоническая) дружба с госвластью делает неинтересным мнение церковного народа. Вдобавок, его мнение можно формировать с помощью манипуляций в медиа. Они уже начались: пошла демонизация несмолчавших».

Сам новоназначенный митрополит Симбирский Анастасий так охарактеризовал произошедшее, выступая накануне с проповедью в Спасо-Вознесенском соборе Ульяновска: «Вчерашнее событие потрясло и священного патриарха, и наших синодальных архиереев. Все поняли, что здесь какой-то «майдан» организуют. Думаю, что с вашей помощью, дорогие отцы, братья, сёстры, таких выступлений больше не будет. Надо больше молиться, надо вручать себя руководству Царицы Небесной. Если будем чувствовать присутствие Господа в нашей жизни, то не нужны будут никакие крики. Там, где крики, там, где возмущение, там — беснование. Помните, что-то свиное ненавистное стадо, которое шумело-шумело, но по словам Господа было низвержено в адскую бездну озера. Так получится с теми, кто восстаёт против святейшего патриарха, против решения Священного синода».

Напомним, что 20 июля прибывшего в Ульяновск из Казани митрополита Анастасия (Меткина), чье имя не раз появлялось в масс-медиа в связи с различного рода гомосексуальными скандалами, в том числе и в некогда возглавляемой им Казанской семинарии, встретили около 200 верующих, которые под предводительством местных священников — протоиерея Иоанна Косых и иерея Георгия Рощупкина -дружно скандировали: «Анаксеос!» (Не достоин!).