Командование, преподаватели и слушатели Учебного отряда подводного плавания Балтийского флота. 1911 г.

Найдена подлодка «Сом». Стало известно место гибели 18 героев, павших за Родину. 18 человек — 2 офицера и 16 нижних чинов. Какое-то смешанное чувство, с которым пытаюсь разобраться несколько дней. Обычно, когда узнаёшь о гибели солдат, испытываешь скорбь и досаду от преждевременной смерти людей, полных сил. «Эх, а мог бы жить и жить…». И в этом «жить бы и жить» проносится вспышками и образами не прожитая солдатская жизнь — с не случившейся любовью, не родившимися детьми, не написанными книгами, не построенными домами. Чужая жизнь, придуманная тобой, проносится быстро, за одно мгновение. И остаётся светлая грусть от того, что этой жизни так и не случилось.

А тут не так. И я знаю, почему — всё дело в дате. Лодка погибла 10 мая 1916 года. А уже следующий год — 1917. Революция.

Из моих знаний о Революции и скупых сведений о жизни членов экипажа и судьбах их близких счастливая жизнь не получается.

Командир лодки — Хрисанф Бугураев. О нём (и его семье) из всего экипажа известно больше всего. Из известной семьи донских казаков. Хутор Бугураев Усть-Белокалитвенской станицы, основанный, по преданиям, казаками братьями Бугураевыми почти два века назад, и сейчас целёхонек, хотя и изменил имя на Богураев. Хутор и до Революции был уже немаленьким — в нём насчитывалось 299 дворов, в которых проживало почти полторы тысячи человек.

Отец Хрисанфа — казак Константин Семёнович Бугураев был примечательной личностью. Родился в 1851 году. Служил «по призыву» в Лейб-гвардии Казачьем и Лейб-гвардии Атаманском полках. Дослужился до унтер-офицера. Был постоянным вестовым Цесаревича (будущего императора Александра III) и «за отлично-усердную службу награжден Его Величеством серебряными часами с эмалью с правом ношения по установленной форме и 20 руб.». Во время русско-турецкой войны 1877−1878 гг., унтер-офицер Бугураев не раз отличился, за подвиги при взятии г. Ловчи (Ловеча), награждён Георгиевским крестом, румынской медалью, в конце войны за храбрость произведён в офицеры и стал хорунжим. После войны вернулся на Дон и вскоре вновь поступил на службу. Окончил офицерские классы в Елисаветградском кавалерийском училище и до старости служил казачью службу на разных должностях в Войске Донском — был и начальником лазарета, и сотником, и членом полкового суда, и смотрителем «рыбных ловель», и помощником (заместителем) командира полка. Получил за беспорочную службу орден Св. Станислава, медали. В 1908 году вышел в отставку с мундиром и пенсией в звании полковника. Был женат на Марии Хрисанфовне Шляхтиной. Имел четырёх сыновей и двух дочерей. Женился поздно — старший сын, Хрисанф (назван в честь тестя), родился, когда сотнику Бугураеву было уже 40 лет. Недвижимого имущества ни он, ни жена не имели. Жили небогато на скромное жалование (в архивах сохранилось свидетельство о годовом жаловании есаула Бугураева в 1900 году — 1070 рублей (включая «столовые и кормовые»). Прямо скажем, негусто для семьи из восьми человек. Все четверо сыновей пошли учиться в Донской кадетский корпус. Потому и стремился казак пристроить своих сыновей Хрисанфа, Максима, Анатолия и Глеба в Донской кадетский корпус, а дочерей Музу и Инну — в Новочеркасскую Мариинскую женскую гимназию с оплатой за счёт Войска Донского, на что он, как офицер и Георгиевский кавалер, имел полное право.

В 1909 Хрисанф Бугураев поступает в Морской корпус. Это было в некотором роде сенсацией — выпускники Донского кадетского корпуса, как правило, поступали в сухопутные училища (лучшие — в инженерное и артиллерийские, остальные — в кавалерийские). А тут сразу два донца-кадета (вторым был товарищ Хрисанфа, донской казак Михаил Крыгин — о нём ниже) вдруг поступили в Морской корпус. Можно представить себе, какой неподдельный интерес вызывал у станичников молодой гардемарин, когда, приезжая в отпуск, он проходил по улице в морской форме (К. Паустовский в «Повести о жизни» описал свой восторг от неожиданной встречи с настоящим гардемарином в «сухопутном» Киеве. Если мальчик-киевлянин сохранил впечатления от этой встречи на всю жизнь, то что говорить о жителях казачьей станицы?!).

В 1912 г. Хрисанф Богураев заканчивает Корпус и, по собственному прошению, зачисляется в качестве слушателя в Учебный отряд подводного плавания. Женился — на 20-летней Надежде Михайловне Пановой. Окончив курсы, Бугураев с 1913 г. и до момента гибели — офицер-подводник Балтийского флота. Вахтенный офицер, старший офицер, командир лодки. В 1915 г. награждён орденом Св. Святослава 3-й степени с мечами и бантом «за храбрость и мужество, проявленные при выполнении операции, сопряженной с явной опасностью и имеющей большое боевое значение». Перед назначением командиром на лодку «Сом» произведён в лейтенанты. 10 мая 1916 г. погиб вместе с экипажем лодки «Сом», протараненной шведским пароходом при попытке его досмотра.

Как бы сложилась его судьба после 1917-го? Да и пережил бы он этот 1917 год — ведь убийства офицеров флота в Финляндии, где базировались подлодки, начались сразу же после «бескровной Февральской революции», раньше, чем в Кронштадте и были даже более масштабными.

А чтобы он делал после октября 1917 года? Куда бы занесла его судьба? Если посмотреть на судьбы людей, близких Бугураеву, — его друзей, сослуживцев и родственников, то ответ не будет однозначным. К какой бы стороне он примкнул? К белым? Или к красным? Ведь некоторые офицеры-подводники сражались на стороне красных в Гражданской войне и воевали неплохо.

Например, лейтенант Александр Николаевич Бахтин, из известного рода русских учёных и военных, командуя подлодкой «Пантера» потопил в 1919 году английский эсминец «Виттория» — первая победа Красного флота, награждён орденом Красного знамени (первым среди подводников). В 1926 году арестован, Соловецкий лагерь, ссылка, откуда вернулся совсем больным незадолго до смерти. Умер от туберкулёза в 1931 году.

Или лейтенант Аксель Иванович Берг, перешедший на службу к большевикам, в будущем — адмирал, знаменитый учёный, Герой Социалистического Труда, Академик АН СССР, в 1950-е — заместитель министра обороны СССР. Но и его путь к вершинам научной и военной карьеры был совсем непростым: в 1937 году он был арестован по делу Тухачевского, и тогда ему, «шпиону и контрреволюционеру», припомнили всё — и службу в императорском флоте, и боевые походы на английской подводной лодке во время мировой войны. Так бы и погиб будущий академик, но понадобились Родине специалисты в области радиолокации, и во всём уже «признавшийся» Берг был освобождён в 1940 г. (примечательно, что формально реабилитирован он был только в 1990-е).

На Красном флоте, а затем в судостроении служил и старший лейтенант Константин Филиппович Терлецкий, бывший командир лодки «Окунь». Стал выдающимся деятелем советского подводного судостроения. Большая часть жизни связана с Адмиралтейским заводом. К трём царским боевым орденам прибавилось звание Героя Труда, орден Ленина, а также боевые ордена Красной звезды и Отечественной войны I степени (в годы войны в блокадном Ленинграде Терлецкий руководил ремонтом и строительством подлодок и в ходе испытаний выходил на них в боевые походы. Однажды, в 1942 г., во время бомбёжки завода решительными действиями спас от затопления повреждённую подлодку — сказались навыки бывшего подводника). Воспитывал сына своего бывшего командира С.Н.Власьева (воевал у белых, эмигрант, о нём — ниже) Ростислава, который пошёл по стопам Терлецкого и тоже стал известным конструктором, орденоносцем и даже лауреатом Ленинской премии. Родной сын — лейтенант Борис Терлецкий, танкист — погиб в первые дни Великой Отечественной.

Возможно, Бугураев принял бы сторону белых. Как это сделал Иван Владимирович Мессер, самый результативный русский подводник Балтфлота Первой мировой войны. В Гражданскую Мессер воевал на Севере в армии генерала Миллера, командовал ледокольным флотом, провёл гидрографическое исследование западного участка Северного морского пути, в феврале 1920 г. вывозил беженцев после занятия большевиками Архангельска, в апреле 1920 г. — уже в Крыму, у Врангеля. Умер эмигрантом в США. (Брат Мессера Павел, моряк, учёный-гидрограф, его именем назван остров в Балтийском море, автор проекта перехода России на поясное время, остался в России, служил в Красном Флоте, в 1937 г. арестован. В 1938 — умер в тюрьме).

Вместе с Мессером на Севере воевал и другой подводник — капитан 2-го ранга Иван Ризнич, прославившийся в годы войны блистательным рейдом через пять морей и два океана из Генуи в Архангельск на малой подлодке «Святой Георгий», предназначенной для плавания в прибрежных водах. После краха Северного правительства Ризнич остался в России. Казнён в 1920 г. (по сведения вдовы — погиб вместе с сотнями других пленных офицеров на «барже смерти», затопленной красными).

Причём, вероятнее всего, Бугураев воевал бы на Юге, как уже упоминавшийся капитан 2-го ранга Сергей Николаевич Власьев (Бугураев служил под его началом в 1913 г.) — герой русско-японской войны, кум Николая II (император был крёстным отцом старшего сына Власьева), изобретатель миномёта, командир легендарной подлодки «Акула», в августе 1914 г. совершившей под его началом первую в истории русского подводного флота торпедную атаку. Всю Гражданскую войну — на Белом флоте, десанты в Одессе, Бердянске. Воевал с красными, петлюровцами, махновцами. Получил чин капитана 1-го ранга. В 1922 году — последнее плавание бывшего подводника — он командовал караваном русских судов, перегоняемых из Константинополя в Марсель в счёт уплаты французам расходов на помощь Белой армии. Во Франции герой-подводник, кавалер семи боевых орденов был рабочим, таксистом. После Второй мировой войны получил советский паспорт. Умер в Париже в 1955 г. (Полная драмы история любви Власьева к жене своего сослуживца, военного врача Чижова, а равно и трагическая любовь упоминавшегося лейтенанта Терлецкого к жене самого Власьева вполне могла бы стать сюжетом романа).

На Юге у Деникина воевали бывшие балтийские подводники старший лейтенант Василий Андреевич Меркушев (бывший командир Бугураева по лодке «Окунь») Георгиевский кавалер, чья отчаянной храбрости атака на старенькой подлодке на германскую эскадру заставила немцев отложить на несколько месяцев наступление в Рижском заливе. И сейчас в Центральном Военно-морском музее как реликвия хранится искорёженный в той атаке перископ подлодки «Окунь». (Меркушев оставил исключительно ценные как с исторической, так и с литературной точек зрения воспоминания о действиях русских подводных лодок на Балтике в годы Первой мировой, умер в Париже в 1949 г.).

Командовал казачьим бронепоездом Донской армии бывший командир подлодки «Гепард» капитан 2-го ранга Яков Иванович Подгорный — тоже бывший командир Хрисанфа Бугураева (по лодке «Крокодил»). Подгорный после поражения белых жил в эмиграции во Франции, затем в Чехословакии. Был членом т.н. «Внутренней линии» РОВС. Арестован СМЕРШ в Праге в мае 1945 г., умер в тюрьме).

На Юге, у Деникина воевал и друг детства Хрисанфа — лейтенант Михаил Андреевич Крыгин, с которым они вместе учились в Донском кадетском корпусе, а потом вместе заканчивали Морской корпус. Но если Бугураев после Корпуса стал подводником, то Крыгин стал авиатором. В Первую мировую воевал в морской авиации, кавалер нескольких орденов. Затем воевал у белых. Эвакуировался с флотом в 1920 г. В 1920—1930-е гг. — на службе в ВВС Испании. Во время гражданской войны в Испании сражался на стороне республиканцев. Этот белоэмигрант был начальником штаба эскадрильи, сформированной из советских лётчиков-истребителей (Герой Советского Союза генерал-майор А.И. Гусев, командовавший той самой эскадрильей, оставил в мемуарах самые тёплые воспоминания о совместной службе с Крыгиным). Последняя известная должность Крыгина — зам. командующего ВВС Испании по вспомогательной авиации. Точные обстоятельства и дата смерти неизвестны.

Когда сразу после Октября прозвучал клич «На Дон! К Каледину!» и сотни офицеров императорской армии и флота, не принявших Октябрьской революции, потянулись на Юг, Бугураев воспринял бы этот призыв более чем буквально: ведь там, на Дону — семья, отец, мать, сёстры и братья.

А младшие братья Хрисанфа все были участниками Белого движения.

Брат Максим — кадровый офицер, артиллерист, к 1917 году — есаул, кавалер нескольких боевых орденов. Октябрь не принял с первых дней. Участник Ледяного похода. Да самого конца воевал в Белой армии и с ней, уже в звании полковника, эвакуировался в 1920 г. В эмиграции проживал в Югославии и Болгарии. Активист РОВСа. Писал работы по истории казачества и Белого движения. Во время второй мировой снова воевал — офицер Русского корпуса, воевавшего на стороне немцев на Балканах. Награждён Железным крестом. После войны — в США, где и умер в 1982 г.

Брат Анатолий — юнкер в белом партизанском отряде есаула Чернецова, сражался с отрядами Голубкова и Подтёлкова (перипетии этих братоубийственных боёв хорошо описаны у Шолохова в «Тихом Доне»), произведён в хорунжие. Убит в 1918 г. в возрасте 18 лет.

Самый младший — Глеб, кадет Донского корпуса, в 1920 г. вместе с корпусом эвакуирован в Турцию, затем в Египет, позже в Югославию. Умер во Франции в 1962 г.

Какую бы жизнь прожил лейтенант Бугураев? Говоря об исковерканных жизнях, наверно, имеют в виду вот эти судьбы миллионов людей России — и красных, и белых, всяких. Когда государство разбилось вдребезги, как хрустальная ваза, на осколках страны и за её пределами уцелевшие люди строили свои новые судьбы, приобретающие порой такие причудливые и малопредсказуемые формы.

Так что вместе со скорбью о погибшем экипаже подводной лодки «Сом», может быть, стоит и порадоваться (если уместно это слово в контексте смерти) за этих моряков, которые умерли тогда, когда «не было ни красных и ни белых», и которым, слава Богу, не довелось испытать на себе ни Революции, ни Гражданской войны.

***

Мороз крепчал. Стоял такой мороз
Что бронепоезд наш застыл над яром,
Где ждал нас враг, и бедный паровоз
Стоял в дыму и задыхался паром.


Но и в селе, раскинутом в яру,
Никто не выходил из хат дымящих, —
Мороз пресек жестокую игру,
Как самодержец настоящий.


Был лед и в пулеметных кожухах;
Но вот в душе, как будто, потеплело:
Сочельник был. И снег лежал в степях.

И не было ни красных и ни белых.

(Н. Туруверов)

***

PS. Когда я писал этот материал, то наткнулся на статью в «Комсомольской правде». В новости об обнаружении подлодки «Сом» утверждалось (со ссылкой на «экспертов»), что причиной гибели судна стала «неопытность экипажа». Якобы «Бугураев пришел с другого, более современного подводного корабля. Его не подготовили к управлению субмариной с малым водоизмещением». Это просто чушь — лейтенант Бугураев почти полтора года был вахтенным офицером подлодки «Пескарь» (однотипной с «Сомом»). Именно в бытность свою на «Пескаре» Бугураев, словами приказа, «за храбрость и мужество проявленныя при выполнении операции, сопряженной с явной опасностью и имеющей большое боевое значение, награжден орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом». Больше половины экипажа «Сома» — опытные матросы ещё довоенного призыва, прослужившие на подводном флоте несколько лет. Ни о какой «неопытности экипажа» речи и быть не может.

Если говорить наиболее вероятной версии гибели лодки, то это — намеренный таран шведским судном. Швеция в годы войны занимала благожелательный к Германии нейтралитет, по мере возможности препятствовала действиям флота Антанты, одновременно давая укрытие германским судам. В ходе войны не раз (в 1914 и 1916 гг.) даже обсуждался вопрос о начале военных действий Антанты против Швеции за её фактическое союзничество Германии. Шведские суда активно перевозили в Германию военное сырьё, материалы и другую военную контрабанду. Некоторые из этих судов перехватывались, в случае обнаружения контрабанды суда задерживались, отправлялись под конвоем в русские порты, где дальнейшую их судьбу решал Призовой суд. Чтобы избежать досмотра и обнаружения контрабанды шведы порой таранили русские подлодки. Так, в июне 1916 г., т. е. буквально через месяц после гибели «Сома» шведский пароход таранил русскую подлодку «Волк» (лодка потеряла перископ, получила повреждения и вынуждена была прервать поход и вернуться на базу). Всё, что мы знаем об обстоятельствах инцидента с «Сомом», говорит в пользу намеренного тарана, стоившего жизни 18 морякам. И вряд ли уместно со стороны российской газеты, не разобравшись, бросать тень на погибших русских моряков, изображая их какими-то неумехами.

Думаю, в обстоятельствах гибели «Сома» помог бы не столько осмотр погибшей лодки, сколько анализ шведских архивов с целью установить маршрут шведского судна (шло ли оно в Германию), груз на борту, характер повреждений, полученных при инциденте.

Читайте по теме:
«Найденная» шведами русская подлодка затонула сто лет назад — эксперты»

Читайте по теме:
У берегов Швеции водолазы нашли дореволюционную российскую подлодку

Читайте по теме:
«Радио Швеция»: На дне Балтики найдена утонувшая русская подлодка