В очередной раз вернёмся к теме перехода государственной системы здравоохранения на режим самоокупаемости, в которой основным источником финансирования стал фонд Обязательного медицинского страхования (ОМС). В спорах о целесообразности перехода на одноканальное финансирование «сломано не мало копий», но уже сейчас можно сказать, что реальные результаты неудовлетворительны.

В одном из ведущих федеральных медицинских учреждений России за полгода была истрачена большая часть средств, выделяемых фондом ОМС. То есть это учреждение, расположенное в Москве и лечившее бесплатно пациентов со всего Подмосковья, теперь будет оказывать платную медицинскую помощь аж до 2016 года (остался только очень небольшой объём бесплатной помощи онкологическим больным). И это при том, что в областных больницах применяемые методы лечения недоступны, а у большинства обращающихся денег на платное лечение нет (что такое для того же среднего пенсионера 100−150 тысяч рублей, рассказывать не надо).

Причины

На первый взгляд, основная причина проблем — недостаток средств в фонде ОМС. Действительно, такая проблема имеет место, ведь раньше из государственного бюджета также шло заметное финансирование, которого теперь практически нет. На многие медицинские вмешательства средств, выделяемых по ОМС, не хватает — часто стоимость расходных материалов на какую-нибудь высокотехнологичную операцию превышает выделенную сумму.

Но есть и вторая причина — великий и ужасный «откат». Он присутствует в системе здравоохранения повсюду: закупки медицинской техники, расходного материала и т.п. очень часто проводятся с огромными откатами, увеличивающими затраты в разы. К примеру, всё в том же вышеупомянутом федеральном центре всё тоже далеко не идеально — рассмотрим ситуацию на конкретном примере. Если ранее, до падения курса рубля, мочеточниковые стенты (часто используемый расходный материал в урологии) закупались не дороже 5 тысяч рублей за штуку, то сейчас закупочная цена составляет 10 тысяч рублей. Но что самое интересное — заметное количество поставщиков и сейчас поставляет их за те же 5−6 тысяч рублей (именно эту модель), о чём можно убедиться, немного поискав это наименование в интернет-магазинах медтехники. При всём при этом постоянно звучит: «цены выросли из-за курса рубля к евро», — хотя становится ясно, что кое-кто «зарабатывает» почти 50% от стоимости изделия. И это только расходный материал — теперь представьте, что речь идёт о более крупных покупках, например, компьютерных томографах, стоящих более миллиона долларов. Все эти «откатные» деньги идут как в вышестоящие инстанции, так и руководству больниц. В итоге заметная часть средств и так не являющегося самодостаточным фонда ОМС расходится по карманам «организаторов здравоохранения».

Пути выхода

В первую очередь необходимо разрушить порочную систему «откатов» — особенно, когда она находится на уровне таких безумных цифр, как 40−50%. Правда, сказать легче, чем сделать. Интересным выходом могло бы стать создание проверяющих, доход которых будет зависеть от каждого сэкономленного рубля для фонда ОМС: вознаграждение будет зависеть от количества и объёма раскрытых нелегальных сделок.

Что касается самой системы ОМС — то следует кардинально реформировать систему стандартов медицинской помощи, так как за одни стандарты платят денег больше, чем надо, а другие стандарты даже не покрывают расходный материал. Часто можно увидеть абсурдную ситуацию, когда на огромную, многочасовую операцию стандартом ОМС выделяется 60 тысяч рублей, а на небольшую — 150−200 тысяч рублей. В итоге появляются «выгодные» и «невыгодные» для больницы заболевания, что абсолютно недопустимо.