Регион является уникальным по своему этническому составу: так, по материалам переписи 2014 года на полуострове проживает 175 национальностей. Здесь сформировались как этносы караимы и крымчаки, но сегодня ситуация является критической. Вопрос поддержки этих двух этносов нельзя отложить на потом, любое промедление может привести к утрате уникальных языков и культуры. Согласно караимской поговорке «Со львом будь львом, с ягненком — ягненком, но с ослом не будь ослом», смогут ли крымские власти найти общий язык с 535 караимами и 228 крымчаками?

riowang.blogspot.com
Расколотое надгробие на караимском кладбище в Крыму.

Обеспечение межнационального и межконфессионального согласия в Крыму возможно только при одном условии: когда будут обеспечивать равные права и возможности всем без исключения национальностям, которые сегодня представлены в Крыму. Русские, украинцы и крымские татары являются тремя самыми многочисленными группами населения и им даны несколько большие возможности, поскольку их языки на территории республики являются государственными. Также на полуострове проживают реабилитированные армянский, болгарский, греческий, крымско-татарский и немецкий народы. Согласно указу Владимира Путина, в ближайшем будущем будет разработана отдельная программа экономического развития Крыма до 2020 года, авторы которой предусмотрят меры, направленные на национально-культурное и духовное возрождение этих народов.

«Чужбина — глина, а Родина — золото» — караимская мудрость

Тюркский язык и образ жизни древних караимов в необычном сочетании с исповеданием Ветхого Завета давно привлекли внимание ученых как явление неординарное, имевшее в прошлом аналогию только у хазар. По самосознанию караимы — аборигены края, они понимают собственную этническую индивидуальность и родство с другими тюркскими народами. Тот факт, что все побывавшие в Крыму цари и высшие патриархи православия присутствовали на богослужениях в кенаса (храмы караимов), принимали хлеб-соль, бывали в караимских домах, свидетельствует об уважительных отношениях с караимами.

Караизм — монотеистическая религия со своими догматами, духовной иерархией, традициями, восходит к первым векам нашей эры. Расцвет караизма пришелся на VIII—ХII вв., его исповедовали иранцы, арабы, евреи, греки из общин на территории нынешних Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции. Издавна учение попало в Крым. В России, включая Крым, учение исповедовали только крымские караимы-тюрки и русские, выходцы из казачьих станиц Северного Кавказа и Астраханской губернии. В XIV в. с великим князем Витовтом караимы попали в Литву, где охраняли княжеский замок и границы государства.

В основе учения лежит Ветхий Завет в изначальной чистоте и с главными Принципами — любви к Богу и ближнему. Неукоснительно следуют словам Пророка — «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того». В прошлом приверженцев учения называли Сынами Священного Писания. Караимы свято чтят 10 заповедей, а во избежание «искажения слов Божьих» они изучали священный язык Ветхого Завета. Крымские караимы не вели миссионерской деятельности. В народе Бога называют именем древнетюркского божества — Тенгри, а Иисуса Христа и Мухаммеда почитают великими Пророками. В России религия караимов признана самостоятельной, близкой к раннему христианству. В паспортах писалось «вероисповедания караимского».

Сегодня сохранение народа происходит силами самих активистов путем восстановления памятников культуры, проведения праздников, издания литературы. Заместитель председателя региональной национально-культурной автономии крымских караимов по делам семьи и молодежи Анастасия Полканова так комментирует ситуацию: «Караимская культура на сегодняшний день нуждается в государственной защите. Поэтому необходимо принятие государственной программы, целью которой будет сохранение и возрождение караимского народа. Принятие такой программы возможно при включения нас в реестр малочисленных коренных народов РФ. А пока что потихоньку развиваемся и процветаем своими силами».

«Крымские евреи», «константинопольские евреи», «турецкие евреи», «татарские евреи», «крымские раббаниты», «крымские раввинисты»

Крымчаки сформировались почитателями иудейского ритуала из разных этносов Крыма. Верующие крымчаки — иудеи, однако они создали собственную крымскую литургию — «Ритуал Кафы» в начале XVI в. Ритуал объединил представителей разноэтничные иудейские общины полуострова.

Чтобы исповедовать свою религию и выжить среди христиан и мусульман, крымчаки объединились в тюркоязычную иудейскую общину. Община превратилась в общину замкнутого типа с кровнородственными связями, особым иудейским ритуалом, позволявшим сохранить пережитки языческих верований и традиций, что и превратило эту группу иудаистов в этноконфессиональную общность.

Интересно, что принятие новых членов в общину, будь то единоверный еврей или представитель иной конфессии, было затруднено. Помимо принятия «Ритуал Каффы» с молитвами и ведением культа на тюркском языке следовал целый ряд других особенностей, отличавших культуру, обычаи и быт крымчаков от других народов.

В годы Второй мировой войны немецкими фашистами был осуществлен геноцид крымчаков. Из-за веры оккупантами в конце 1941 — начале 1942 гг. было уничтожено до 80% этого небольшого народа. Если до Великой Отечественной войны было около 9000 представителей этой национальности, то перепись 1959 г. отметила около 2000 человек. В настоящее время разговорным языком владеют лишь несколько десятков пожилых крымчаков.

Забвения не будет?

Интересно, что в результате проведенного анализа СМИ Крыма для фонда ИСЭПИ кандидат политических наук Галина Лукьянова отметила: «В повестку дня местных медиа тема караимов и крымчаков не включена. Встречаются лишь эпизодические упоминания, связанные, например, с передачей религиозной караимской общине здания кенассы, расположенной в Симферополе. Но в целом подобные упоминания носят фрагментарный характер. При этом важно понимать, что местные СМИ продолжают оставаться главным источником информации и играют важную роль в трансформации ценностных ориентаций аудитории и формировании этнического сознания жителей».

Во всем мире осталось около двух тысяч караимов и полторы тысячи крымчаков, но до сих пор нет программы по сохранению историко-культурного наследия этих малочисленных народов. Есть ли шанс на спасение их этнокультурной самобытности или признание коренными малочисленными народами является единственной мерой, которую могут предпринять крымские власти увековечив малочисленные народы постановлением правительства Российской Федерации? (Государственный совет Республики Крым обратился в правительство РФ с просьбой признать коренными малочисленными народами РФ крымчаков и караимов, — прим. ИА REGNUM).

Председатель Экспертного Механизма ООН по Правам Коренных Народов Алексей Цыкарев так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Все что нужно властям региона — во взаимодействии с коренными народами и на основании законов и международных норм подготовить программу или план действий по сохранению и развитию крымчаков и караимов. И начать эту программу реализовывать. В мировой практике есть уникальные примеры, когда число носителей языков удавалось увеличить в разы, а численность населения ряда малочисленных народов сразу начинала расти, как только вводились в действие эффективные социальные и экономические гарантии и механизмы. Главное — это политическая воля. Крымчаки и караимы нигде больше не смогут сохраниться, кроме полуострова Крым».

На территории материковой России накоплен успешный опыт по сохранению этнокультурной самобытности коренных народов, но крымские власти не спешат им воспользоваться. Без государственной поддержки сохранить свою историю и культуру малочисленные народы Крыма не смогут. Исчезнут они — уйдет часть российского мира. Кому от этого станет лучше?

Справка

По материалам социально значимого проекта «Исследование потенциала Крымского полуострова (культуры, традиций и характеристик населения) для последующего создания регионального бренда». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ».