Мэрия Новосибирска намерена решить проблему «точечной застройки», снизить предельную этажность, увеличить нормы по парковкам и изменить размер земельных участков, выделяемых под строительство на территории города. Вопросы по изменениям правил землепользования и застройки Новосибирска власти решили обсудить с общественностью и вынести их на публичные слушания.

Многоэтажка в Новосибирске. Фото: nso.ru

«Проблема точечной застройки — серьезная для Новосибирска. Она родилась не вчера и не год назад. Сегодняшнее законодательство не дает возможности, каких-то правовых механизмов останавливать ту застройку, которая ведется, решения по которой уже приняты. Инструментарий крайне ограничен, можно, конечно, судиться, но практика судебных дел — отрицательная, застройщики очень серьезно защищены», — пояснил позицию власти мэр Новосибирска Анатолий Локоть, отметив, что на общественное обсуждение данный вопрос выносится для того, чтобы «более четко определить возможности муниципалитета при принятии тех или иных решений».

Документ, как утонил мэр, «рождался в очень непростых спорах специалистов».

«Уплотнительная застройка не должна превращаться в небоскребы на клочке земли. Поэтому мы предлагаем увеличить предельный минимальный размер земельных участков. Если раньше он составлял 10 соток, то теперь для многоэтажной жилой застройки составит 0,35 га (или 35 соток), для среднеэтажной жилой застройки — 0,2 га (или 20 соток)», — подчеркнул градоначальник.

Локоть отметил, что город ощущает «серьезный запрос жителей на снижение этажности». «Когда речь идет о строительстве в уже сложившихся микрорайонах, появление небоскребов на фоне пятиэтажек, девятиэтажек всегда вызывает серьезный протест. Здесь крайне важно дать муниципалитету механизм регулирования этажности. Сегодня мы вводим ограничения этажности зданий в целом по городу и по отдельным территориям», — заявил мэр.

Так, если раньше в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности и зоне делового, общественного и коммерческого назначения допускалось строительство зданий высотой до 50 этажей, теперь высоту предлагается ограничить 25 этажами.

Предлагается ужесточить требования к парковочным местам в зоне жилой застройки: минимальное количество для многоквартирных жилых домов — 1 машино-место на 80 кв. метров общей площади квартиры, но не менее 0,7 машино-места на 1 квартиру.

Проект решения размещен на странице департамента строительства и архитектуры официального сайта города Новосибирска в разделе «Правила землепользования и застройки».

Доцент кафедры архитектуры Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии и член союза архитекторов России Игорь Поповский считает, что «точечная застройка» не всегда зависит от высотности, количества парковок и размера участка. «Во-первых, судя по последним ситуациям можно создать объекты средней и даже малой этажности, которые также могут спровоцировать конфликты между мэрией, застройщиком и жителями города. Уменьшение до 30 этажей особо не изменяет ситуацию, так как у нас по факту не построено ни одного здания, превышающего 27 этажей (отметку 100 м). Количество парковок увеличится, это так, но в этом случае может произойти синергетический эффект: например, типологическое переформатирование объектов, — жилье можно заменить на апартаменты (то есть жилье без парковок и площадок для спорта и детей и т. д.), уход строительства в агломерацию (барышевское, толмачевское и т.д. муниципальные образования), а следом и уход части налоговой базы в пригород и регион соответственно», — прокомментировал ИА REGNUM ситуацию Поповский, при этом подчеркнув, что это может спровоцировать коррупцию, деградацию ряда районов города, особенно частного сектора и даже дефолт города.

«Размеры земельных участков минимальные при увеличении не решают в принципе строительство самостроев в частном секторе и в так называемых «мусорных пространствах» (рынки, транспортные узлы и т.п.), которые при отсутствии механизмов принудительного сноса, могут существовать неоформленными, а, значит, также без оплат налогов. Замки, как говорят в народе, от хороших людей, поэтому в данной случае страдать скорее будут именно честные мелкие застройщики, которые не смогут по-честному развить свои участки и будут вынуждены продавать дешевле свою собственность монополистам или жить в тех же плохих условиях. А значит, рядом будут соседствовать совершенно разные планировочные решения и, соответственно, затруднять комплексное развитие территории», — считает архитектор.

Еще сложнее, по мнению Игоря Поповского, ситуация складывается с манипуляцией собственностью с помощью судебной практики. «Например, напротив заксобрания вырастает шестиэтажное кирпичное здание, которое обошло с помощью судов все регламентные процедуры. Из всего этого следует, что в принципе есть возможность обойти жесткие нормативы через судебную систему. Проблема в том, что несистемные запреты могут ухудшать экономическую и инвестиционную ситуации. Однако большая свобода оборачивается постройкой объектов, которые неоправданно и также несистемно нагружают социальную и транспортную инфраструктуру. А это тоже отрицательно сказывается на экономике и инвестиционной привлекательности города. В разрешении такого противоречия и состоит основная задача качественной корректировки правил землепользования. Регулирующий документ должен соответствовать системному междисциплинарному подходу и быть синтезом устойчивого развития с учетом всех общественных и частных интересов», — считает эксперт, но уточняет, что все изменения должны происходить прозрачно, с публичным обсуждением, мониторингом, и обратной связью с горожанами.

«Процесс этот трудный, но необходимый, так как мы живем в капиталистическом городе, который имеет всю проблематику конфликтов интересов разных слоев населения. Удачное разрешение конфликтов и перевод их в плоскость партнерства и есть хорошее качество работы управленческой команды», — подытожил член союза архитекторов России.

Публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования состоятся 15 октября 2015 года.