wallpapersis.com
Белый медведь.

У России в перспективе конфликт, который может стать вторым Крымом, сопровождаться санкциями, и балансированием на грани. Это проблема границ шельфа Ледовитого океана, 22% неразведанной нефти на Земле, контроля за Севморпутем. 10 институтов под руководством нашего земляка академика Лаверова обосновали заявку России на шельф в ООН. Но, как говорят ученые: »…данные могут трактоваться неоднозначно… признаки убедительные, но все-таки косвенные». Заявки Дании и Канады тоже поданы, Дания претендует на Северный полюс и подводный хребет Ломоносова, Канада хочет хребет Менделеева, границы придвигают к 200 мильной экономической зоне России. Понятно, что США свой вес бросят на чашу стран Запада. Лозунг Штатов в Арктике — «свобода мореплавания», Севморпуть — под международный контроль. Союзников в Арктике у России нет, и говоря о сотрудничестве, надо готовиться к противостоянию со всеми арктическими странами. Россия подождет нарушения своих прав Западом, и только потом встанет на защиту своих интересов — даже силой. Но надежды на открытую научную дискуссию, обсуждение других доказательств, переговоры по Арктике остаются. Нам, в Архангельске, самой Историей положено взять на себя обоснование ключевой роли русских в многовековом освоении Арктики.

И ведь есть что сказать не притягивая за уши! Арктика с 12 века осваивалась русскими мореходами, вытеснившими викингов, после чего Северный океан стал русским. Походы поморов с 16 века вдоль берега Сибири «встречь солнцу» сделали русскими и остальные части океана. Кем считать Дежнева, Хабарова, Попова Холмогорца, Ермака Тимофеевича — уроженца села Борок на Двине, первых колонистов Мангазеи, Русской Америки и основателей старейших русских городов в Сибири, если с конца 16 века наши земли в государственных документах назывались Поморьем? Русские полярные экспедиции — Вторая Камчатская Беринга, Седова, Брусилова, Русанова дополнили многовековую историю Русской Арктики, выстеленной тысячами поморских могил на островах, и десятками тысяч, если не сотнями, сгинувших в море. Поморы, жители Севера, жившие морским промыслом, навсегда вошли в русскую культуру — благодаря Татищеву, Карамзину, Соловьеву, Шергину, Писахову и несли другим народам русскую православную культуру. Поморы всегда находили правильное сочетание личного интереса с службой государству, следовавшему за ними с отрядами стрельцов, торговыми пошлинами, церквями и воскресными школами. Все это отражено в летописях, приходских книгах, археологических отчетах и государственных документах.

То есть все козыри на руках! Надо только объединить патриотов, выявить пятую колонну, переубедить заблуждающихся, приказать равнодушным, раскрепить участки, определить сектора, раздать аргументы и снабдить провиантом. То есть всех сплотить и мобилизовать на защиту интересов России.

Что мы видим вместо этого? После «гениальной» пиаркампании поморов многовековая репутация их предков на нижней точке. Ученый Семушин опровергает их славное прошлое, Татищева и летописи. Наши историки не в беспокойстве за поморов молча пишут монографии «по заказу министерства обороны Норвегии». Поморские селяне ездят за тридевять земель по лицензию на наважку. И так далее. В общем, ударная бригада русских поморов на шельфовом фронте выведена из строя. А работы Булатова-историка, единственное, что мы имеем энциклопедического по освоению Арктики Россией, дискредитированы. Ничего нового многотомно-энциклопедического, естественно, не написано. Хотели как лучше…

Ну и самое — руководитель поморской ассоциации Иван Мосеев осужден за комментарий, признанный экстремистским, в интернете. Не буду вдаваться в перепетии этого процесса. Главная ошибка Мосеева, что сделал отработку скандинавских денег работой всех структур, которые возглавлял. Занимайтесь международным сотрудничеством — только поняв и приняв отечественные интересы как свои собственные, положив их в основу деятельности. Иван Иванович не знал, что некоторые ослабляют Россию всячески, и поморской темой тоже? Что поморов, поперек фактов их русскости, объявляют особой нацией — в духе 1980−90х, когда Москва предлагала брать суверенитета «сколько сможете»? И что, скандинавы не подхватили бы эти «суверенные регионы» в случае чего? Нормальная ситуация в межгосударственных диверсиях! И сейчас где-то в сейфах ждут аналитические записки о норвежских, финских или британских интересах на Севере России при ее распаде или гражданских смутах.

Замечу, что и власть, скорее федеральная, чем местная, ни тогда, ни сегодня не сформулировала стратегии своего сотрудничества с поморами. Были периоды когда поморов просто забывали. Были периоды, когда архангельский губернатор Анатолий Ефремов и его зам Сергей Ковалев писали в Москву ходатайства о придании поморам статуса коренного и малочисленного народа, чтобы придать правлению некую изюминку.

Надо заканчивать это 25-летие маневров в проруби и непозволительной роскоши ослабления самих себя. Власть должна мобилизовать поморов на защиту Русской Арктики!

Прекратим недоговоренности между властью и поморской общественностью, прекратим распространять эпизод с Иваном Мосеевым на всех поморов. Напомним, что главные цели власти и поморской общественности одни — сохранить поморский уклад в приморских деревнях, исследовать уникальный вклад поморов в складывание государства Российского, в несение русской православной культуры другим народам и поставить славное прошлое поморов на службу будущего России.

Поморским лидерам признать, что их втянули в тупики этнической особости, и кончить многолетние споры о малом коренном народе. Ничего хорошего не получилось и не получится. Поморы — носители русской православной культуры, и значит русские, а попытки увода в ДНК исследования имеют целью опровергнуть их русскость. Англосаксонские и скандинавские инициаторы этих исследований сами, с точки зрения ДНК, являются большим «компотом», но загодя обосновывают будущие территориальные претензии к Северу России.

Власти решить проблемы поморского уклада жизни северных деревень — отменить ограничений в рыбалке всех видов, ограничений в заготовке леса и тд. Устроить, как и у проживающих по соседству ненцев, признанных коренными и малыми — вопрос справедливости.

Поморам объединиться вокруг автономии поморов, как единственной структуры имеющей право на получение бюджетного финансирования. Во главе автономии встать бы поморам, имеющих интеллектуальный и управленческий потенциал для участия в защите прав России на шельф, патриотам — не имеющих ниточек на Запад, пользующихся уважением в поморских организациях. Конечно, это дело самих поморских организаций.

Власти сформулировать многолетнюю программу сотрудничества с поморской автономией в пользу России. С финансированием! Одной из главных задач должны стать исторические исследования по Арктике. И тут не обойдется без мобилизации на государево дело трудов покойного Владимира Булатова. Надо создавать новую академическую «Историю Русского Севера и Арктики» очистив ее от ошибок 1990х, того же Владимира Николаевича — в чем-то тогда все ошибались. Этот труд станет экзаменом для Северного федерального Арктического университета, и войдет приложением к заявке России на арктический шельф.

Власти поинтересоваться: как живут северные ученые, чем занимаются. Окажется, что на заграницу они работают больше, чем следует, а на страну — меньше, чем она нуждается — благодаря щедрым западным друзьям и отечественным жмотам. Поправить бы ситуацию с госзаказом на науку о Севере и Арктике — доцентам надо семью кормить на зарплату в 12 000 рублей. Патриотов беречь надо! Посмотрите как трудится на Баренц-секретариат и родное норвежское консульство в Архангельске Андрей Шалев — выдавая Баренц-гранты, отправляя в Норвегию через границу одну за другой делегации то журналистов, то предпринимателей. Как изобретает новые темы по расширению зависимости Архангельска от Скандинавии! Нашим так надо работать!

Спор за Арктику по общему мнению будет длиться не одно десятилетие, и надо бросать на весы все новые аргументы ее принадлежности России. Размер проблем требует объединения всех сил, распределения ролей, умного дирижирования, проявления конструктивной самодеятельности и общественной активности. Поморская тема пример тупиков и многолетних конфликтов должна стать образцом объединения усилий на большое национальное дело, забвения обид и обвинений. Все на борьбу за шельф! Так победимъ!