В минувшую субботу, 19 сентября, в Казани состоялся научный семинар «Праздники и обрядовая культура кряшен Волго-Уралья». Организатором выступили Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков Института истории Академии наук Татарстана и республиканская Общественная организация кряшен РТ, передает корреспондент ИА REGNUM.

Открывая работу семинара, один из старейших фольклористов Поволжья, с 1976 года занимающийся сбором и популяризацией устного народного и музыкального творчества, кряшен Геннадий Макаров с большой горечью сказал, что «сегодня Питрау отмечается как Сабантуй». С ученым согласились и многие другие участники мероприятия.

В частности, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов выступил с обзорным докладом «Трансформация православного праздника Питрау в аналог Сабантуя для кряшен: этнополитический фактор». По его словам, христианский праздник Петров день, который кряшены его называют Питрау, отмечался в советское время тайно, что было вызвано политикой государственного атеизма. После 1991 года его стали открыто проводить в кряшенском селе Албай Мамадышского района Татарии, где, впрочем, праздник отмечался всей деревней и в советское время, несмотря на религиозные гонения. С 1999 года региональное празднование Питрау перенесли в село Зюри Мамадышского района — «родовую вотчину» главы ОАО «Ак Барс-холдинг» и одновременно председателя Общественной организации кряшен РТ Ивана Егорова.

Будучи вхож в правящую элиту Татарстана, Егоров наблюдал как сверхпомпезно отмечают Сабантуй в Сабанском районе Татарстана в деревне Мингер — родовом селе братьев Миннихановых (Рустам Минниханов с 1998 по 2010 годы — премьер-министр, а с 2010 года — президент Татарстана, Рифкат Минниханов — глава ГИБДД РТ, Раис Минниханов — глава Сабинского района Татарии). Желая подражать татарской элите, Питрау стали проводить в Зюри именно по сценарию Сабантуя, практически полностью исключив его православное содержание — с выступлениями артистов татарской эстрады, спортивными и игровыми состязаниями. В ярмарочных палатках была организована продажа в том числе и мусульманской продукции: исламская литература, шамаилы, хиджабы, что было совершенно неуместно, поскольку Питрау — это все-таки православный праздник, а кряшены — православный народ.

«Представьте себе, если бы на «Изге Болгар джиен» (ежегодный мусульманский праздник, проводимый в древнем городище Болгар в память принятия ислама тюрками Поволжья) кто-нибудь торговал иконами — такой бы шум поднялся! — прокомментировал ситуацию Сулейманов. — А на православном празднике торговля мусульманской атрибутикой была в порядке вещей».

По словам эксперта, на празднике Питрау с речами стал выступать имам, а накануне переписи населения 2010 года с его трибуны татарские эстрадные певцы стали призывать кряшен записываться татарами.

Что не удивительно, но представитель созданной властями Татарии карманной кряшенской организации проблемы в выхолащивании духовной составляющей Питрау не увидела.

«Я считаю, что Питрау не должен быть религиозным праздником, мы хотим видеть Питрау как народный праздник, а не церковный», — заявила главный редактор кряшенской газеты «Туганайлар» (входит в госхолдинг «Татмедиа»), руководитель исполкома Общественной организации кряшен Республики Татарстан Людмила Белоусова.

Свою точку зрения лидер официозной кряшенской организации обосновала тем, что на встрече лидеров национальных организаций Татарстана с прежним татарстанским митрополитом Анастасием (возглавлял митрополию с 1988 года по 13 июля 2015 года, «прославился» на всю Россию в связи с рядом гомосексуальных скандалов) тот сказал им, что не нужно приглашать священников на региональные фольклорные праздники: ни на русский Каравон, ни на чувашский Уяв, ни на марийский Семык, ни на удмуртский Гырон быдтон, ни на кряшенский Питрау. Впрочем, позиция Белоусовой не встретила одобрения со стороны участников конференции.

По последним данным, в России проживают более 300 тыс. человек кряшен, при этом большинство проживает на территории Татарии, остальные — в Удмуртии, Самарской области, Башкиоии и Челябинской области. При этом правящая в Татарстане этнократия пытается представить этот самобытный тюркоязычный народ в качестве этноконфессиональной группы в составе «единого и неделимого татарского народа». В официальных документах и издаваемых Академией наук Татарстана книгах кряшен обозначают исключительно как «татар-кряшен» или «крещенных татар», против чего сами кряшены протестуют, поскольку считают себя отдельным народом.

Читайте также: «Почему кряшены не имеют статуса коренного малочисленного народа?»

«Кряшенский вопрос»: «Татарстану следует взять пример с Удмуртии«

Кряшены Башкирии считают себя частью самостоятельного кряшенского народа

В 2014 году кряшенские активисты обратились с соответствующим письмом к руководству Татарстана, которое переслали в Институт истории Академии наук РТ, поскольку именно в нем располагается научно-исследовательский центр по изучению кряшен, с требованием убрать из названия центра слово «крещенные татары» (до 2015 года структура носила название «Центр изучение истории и культуры крещенных татар (кряшен) и нагайбаков»). Этот поступок вызвал гнев у директора Института истории АН РТ, одного из идеологов татарского национализма Рафаэля Хакимова, который заподозрил руководителя этого центра, фольклориста Геннадия Макарова в нелояльности шовинистической концепции «единого и неделимого татарского народа». Макаров был смещен с поста руководителя Центра (сейчас он работает только в качестве старшего научного сотрудника), а на его место поставили Радика Исхакова, убежденного приверженца теории о кряшенах, как насильственно крещенных татарах. Правда, название Центра было изменено — теперь он называется Центр изучения истории и культуры татар-кряшен и нагайбаков, но его политика, по сути, осталась прежней.