2015 год для Воронежской области оказался богат как на позитивные события, так и на чрезвычайные происшествия. Не раз регион оказывался в центре внимания не только российских, но и зарубежных СМИ.

Выборы и скандалы

Одним из главных событий политической жизни Воронежской области стали, безусловно, выборы в областной и городской парламенты, состоявшиеся в единый день голосования 13 сентября. Предвыборный процесс протекал по-разному. Выборы в областную думу, по крайней мере, до самого дня голосования проходили спокойно. Регистрацию для участия в выборах в областную думу сумели пройти лишь парламентские партии — при заявленных 12 всего шесть. Предвыборная кампания в гордуму протекала более активно — со скандалами, давкой за открепительными удостоверениями и даже арестом: буквально за полторы недели до выборов кандидат-одномандатник был задержан правоохранителями по подозрению в организации… сети борделей. Интересно, что ранее этот кандидат успешно прошел праймериз «Единой России», но баллотироваться решил по другому округу и самостоятельно. Несмотря на арест, его имя из списков кандидатов удалено не было. Правда, и выборы он проиграл. Самый громкий скандал разразился в ночь подсчета голосов. Представители областной избирательной комиссии обвинили депутата Государственной думы Олега Пахолкова в срыве работы территориальных избирательных комиссий в двух районах города. По заявлению избиркома, депутат в сопровождении нескольких соратников ворвался в помещения ТИКов. Сам депутат заявил, что пытался предотвратить фальсификации.

Еще один скандал оказался в центре внимания региональных СМИ — причем на несколько месяцев. Некий блогер разместил в сети ролик о частных полётах чиновников областного правительства на вертолётах, относящихся к Центру медицины катастроф и оплаченных бюджетом Воронежской области. В результате работу Центра медицины катастроф проверила Контрольно-счетная палата, а затем — и следователи. В результате информацию об использовании техники «в личных целях» СКР опроверг. Но тем не менее уголовное дело возбудили — по факту хищения 4,8 млн рублей. После этого скандала должности главы департамента здравоохранения лишился Владимир Ведринцев.

Отставки года

Отставка Владимира Ведринцева с поста главы департамента здравоохранения региона стала далеко не единственной. Так, чуть ранее пост вице-премьера Воронежской области оставил Анатолий Спиваков, курировавший сферу АПК, — отставку он сам объяснил состоянием здоровья.

Пожалуй, самым громким стало увольнение Натальи Самойлюк с должности руководителя департамента, хотя и вполне ожидаемым: чиновницу сняли с поста через день после пожара в Новохоперском психоневрологическом диспансере, унесшего жизни 23 пациентов.

Под конец года произошли и перестановки чиновников в жилищно-коммунальной сфере региона — правда, в несколько другом порядке, чем ожидалось. Сначала с поста руководителя жилищной инспекции, в связи с достижением пенсионного возраста, был уволен Виктор Крештель — его место заняла Диана Гончарова, до этого работавшая на посту замруководителя департамента ЖКХ. В середине декабря стало известно об уходе с должности директора регионального фонда капремонта многоквартирных домов Андрея Слесарева — он решил переехать в Крым. Это известие совпало с арестом заместителя Слесарева, которого прочили на этот пост. Теперь Слесарев поедет в Крым, а вот его зам оказался в СИЗО. Это повлекло еще целый ряд перестановок: фонд капремонта возглавил Сергей Крючков, до этого работавший вице-мэром. Заместителем же главы города стал Вадим Кстенин — в последние годы он руководил департаментом ЖКХ.

Одной из самых скандальных отставок стал уход с поста ректора Воронежской академии искусств Эдуарда Боякова. Известный театральный продюсер, создатель фестиваля «Золотая маска» приехал в Воронеж летом 2013 года — с грандиозными планами. Правда, запомнился он воронежцам в первую очередь сносом с фасада института искусств скульптуры музы. Затем последовали скандалы, касающиеся с разработки доклада «Воронежский пульс», с которым связывали увольнение с поста директора оперного театра Игоря Непомнящего. Еще один скандал, опосредованно связанный с именем Боякова, произошел за несколько дней до его отставки. Заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов в одном из своих выступлений назвал театральный фестиваль «Золотая маска», создателем которого являлся Бояков, а лауреатом — губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, содержащим «элементы русофобии». Сам Бояков объяснил свой уход тем, что он почувствовал себя «не на своем месте».

День Победы

Год 70-летия Победы для Воронежской области, как и для всех регионов России, — стал особенным. В Воронеже годовщину отметили военным парадом, международным фестивалем «Огни Победы». Так же, как и во многих других городах, в Воронеже 9 Мая прошел «Бессмертный полк» — тысячи воронежцев с портретами своих отцов, дедов, прадедов прошли через центр города.

Культурные события

Особенно богатым 2015 год стал для региона на события в культурной сфере. Уходящий год Воронеж провел в статусе культурной столицы СНГ, а это ко многому обязывает.

Одним из самых значимых культурных событий стал Платоновский фестиваль искусств — уже традиционный. В течение июньской недели в регионе (а в этом году события фестиваля проводились не только в областном центре) проходили многочисленные выставки, концерты, спектакли как российских, так и зарубежных артистов, а также традиционная книжная ярмарка. Всего в этом году мероприятия фестиваля собрали около 70 тыс. зрителей.

Еще два фестиваля состоялись в этом году впервые — в октябре — ноябре состоялся театральный фестиваль «Маршак», а в декабре — «Мандельштамфест».

Укрупнения и объединения

2015 год принес немало волнений студентам и преподавателям сразу нескольких воронежских вузов. Сначала аккредитации лишился инженерно-экономический факультет Воронежского государственного технического университета (бывшего политехнического института) — в результате перед необходимостью сменить вуз оказались около двух тысяч студентов. А потом ректор этого же вуза заявил о планах по объединению с Воронежским государственным архитектурно-строительным университетом и созданию опорного вуза. Ректор последнего сначала резко опровергал эту информацию, а потом неожиданно высказался в поддержку этой инициативы. Позже стало известно: воронежские вузы хотят поделить на кластеры — инженерно-технический, классический и аграрный.

Тяжба года

Воронеж в этом году неожиданно стал интересен поклонникам футбола — правда, связано это не столько с успехами местной команды, сколько с уголовным делом о хищении денег у экс-футболиста сборной России Александра Кержакова. Дело в настоящее время находится на рассмотрении в воронежском суде. Обвиняемому по делу инкриминируется мошенничество в особо крупном размере. По версии следствия, футболист передал обвиняемому 21 млн рублей за участие в бизнесе — приобретение доли в нефтеперерабатывающем заводе в Панинском районе Воронежской области. Кроме того, с февраля 2011 до октября 2012 года со счета Кержакова в «Газпромбанке» было списано еще более 280 млн рублей — без ведома футболиста. Около 240 млн рублей обвиняемый, по данным следствия, перевел на счета предприятия, получив долю в 85%. При этом сам завод построен так и не был. Обвиняемый по делу был задержан в апреле 2014 года — по его заявлению, деньги были им взяты в долг. Представители Кержакова настаивали на том, чтобы дело рассматривалось не в Воронеже, а в Санкт-Петербурге. Однако решение отправить дело в Воронеж принял сначала Смольнинский районный суд, а затем и горсуд Санкт-Петербурга. Александр Кержаков участия в рассмотрении дела в Воронеже пока не принимал.

ЧП года

Под самый конец 2015 года в Воронежской области произошло событие, которое — далеко не в первый раз — продемонстрировало все недостатки действующей системы соцзащиты. В ночь на 14 декабря пожар в Новохоперском психоневрологическом интернате унес жизни 23 пациентов. Жертв могло быть и больше: всего на момент пожара в корпусе находились почти 80 человек, большинство были неспособны самостоятельно выбраться из объятого пламенем здания. Людей на себе вытаскивали четыре сотрудницы интерната, дежурившие в ту ночь, местные жители и спасатели. Глава МЧС России Владимир Пучков, побывавший в тот же день на месте трагедии, заявил, что здание было пожароопасным — несмотря на то, что по документам оно было реконструировано, фактически это был барак с деревянными перекрытиями.

Последствия этого пожара не слишком отличаются от последствий аналогичных трагедий, которые периодически фиксируются в разных регионах страны: уволены несколько чиновников, возбуждено уголовное дело, прокуратура провела проверки и нашла более 800 нарушений пожарной безопасности только в воронежских учреждениях соцзащиты. Будут ли сделаны более глобальные выводы — непонятно.