Выводы участников "Поморской экспедиции": Земли, на которых проживали поморы, уже не принадлежат их потомкам
Архангельская область, 16 апреля, 2012, 06:58 — ИА Регнум. В апреле 2012 года завершилась комплексная экспедиция по изучению современной поморской культуры - "Поморская экспедиция-2012", которая является совместным научно-исследовательским проектом Поморского института коренных и малочисленных народов Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) и Архангельской региональной общественной организации "Поморская экспедиция", реализуемого на побережье Белого моря.
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, целью экспедиции было составление этнографического среза жизни современных поморов, проживающих в северных селах. Участники экспедиции, в числе которых были и студенты САФУ, прошли 600 километров по побережью Белого моря и посетили старинные поморские села: Поной, Сосновка, Пулоньга, Пялица, Чапома, Стрельна, Тетрино, Чаваньга, Кузомень, Варзуга. Исследователи встречались с местными жителями - теми, кто живет охотой, оленеводчеством, промыслом рыбы. И все они отмечали, что из-за недостатка транспортного сообщения жизнь в поморских селах умирает. Там, где есть транспортные коммуникации, люди живут более-менее хорошо. Они могут не только изготовить что-то, но и продать.
Участники экспедиции пришли к выводу, что в настоящее время жизнь поморов существенно изменилась в силу объективных обстоятельств. В некогда богатом селе Поной ныне живут лишь два вооруженных охранника, а рядом на реке Поной стоят туристические базы, где туристы ловят семгу. А "диких" туристов могут просто вывезти из этой местности на вертолетах. В селе Пулоньга люди живут довольно хорошо: у каждой семьи по 2-3 снегохода. При этом наблюдается полное отсутствие алкогольных напитков в магазинах села. В селе Чапома, где раньше разводили тюленя и скот, ныне осталось только 9 коров - вот и вся экономика. В Варзуге есть музей, который держится на одном инициативном человеке, но администрация села не только не хочет его поддержать, но и хочет брать с него арендную плату, что в итоге грозит закрытием музея.
Стоит отметить, что прогресс существенно влияет на жизнь поморов. Так, например, в реке Нижняя Золотица перестала водиться семга, а люди ею кормились. На реку Поной, где рыба еще есть, за семгой лучше не ходить, чтобы не нарваться на конфликт с охранниками местных баз отдыха. Запрет на промысел тюленя отражается на количестве пойманной рыбы - зачастую тюлень съедает то, что было в сетях промысловиков.
"Земли, на которых проживала общность поморов, на сегодняшний день не принадлежат их потомкам, они разделены административными границами и активно заселяются и осваиваются другими народами. Утеряна культурная, историческая, экономическая, ментальная целостность поморов. Дети поморов лишены возможности стать наследниками (культурное наследие, духовное наследие, материальные ценности, земля) своих предков, - делают вывод участники экспедиции. - Если не будут предприняты целенаправленные и осмысленные шаги по возрождению Поморского края, то в ближайшее десятилетие этот пласт мировой культуры исчезнет. А русская культура потеряет корневую связь с культурообразующим ядром белой расы. А это значит, что наши потомки всё больше будут воспитываться в культурной среде чужих народов и им всё труднее будет самоопределять свою национальную принадлежность, что, в конечном счёте, ведёт к исчезновению русского народа".
Отдельно нужно сказать, что детей в поморских селах практически нет - у них нет возможности получить образование в родном селе, поэтому детей увозят либо к родственникам в крупные райцентры, либо отдают в интернаты. "Это, конечно, очень печально. Таким образом, теряются не только родственные связи, теряется и связь с родными местами. Дети могут приезжать только на каникулы, чего, конечно же, недостаточно для полноценного воспитания", - отметил директор НОЦ "Поморский институт коренных и малочисленных народов" САФУ
На пресс-конференции руководитель экспедиции
Руководитель "Поморской экспедиции" Александр Шаларёв и