В Санкт-Петербурге с 24 июня по 6 июля пройдет 36-я сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как сообщает сеегодня, 14 июня, корреспондент ИА REGNUM, на сайте ЮНЕСКО уже размещен текст предварительного решения сессии. Петербургские градозащитники сделали перевод, не являющийся официальным, той части текста, которая касается исторического центра Санкт-Петербурга.

ИА REGNUM публикует перевод этой части полностью.

85. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные группы памятников (Российская Федерация) (C 540)

Год включения в Список всемирного наследия 1990

Предыдущие мониторинговые миссии:

Февраль 2006: Совместная миссия Центра всемирного наследия / ИКОМОС; январь - февраль 2007: Международная конференция стран восточной и центральной Европы о применении научных и технологических достижений в управлении и охране исторических городов, внесенных в Список всемирного наследия, Санкт-Петербург; 2009 и март 2010: Ответная мониторинговая миссия Центра всемирного наследия / ИКОМОС.

Основные факторы, влияющие на объект, указанные в предыдущих отчетах:

a) Качество новых строительных проектов в зоне, включенной в Список;

b) Высотное строительство;

c) Неясность с определением и размерами зоны, включенной в Список, и буферной зоны;

Текущие вопросы охраны

28 февраля 2012 г. Страна-участница предоставила отчет о состоянии охраны, запрошенный Комитетом всемирного наследия на 35 сессии (ЮНЕСКО, 2011).

a) Вопросы границ

Страна-участница сообщает, что с 2005 г. органами власти ведется систематическая работа по ретроспективной инвентаризации объекта. В 2010 Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) образована национальная рабочая группа с целью уточнения состава объекта как целого и его границ. Страна-участница также передала в рамках отчета заключения и выводы Международного экспертного форума по вопросам границ, проведенного в Санкт-Петербурге в мае 2011 г., в ходе которого была образована международная открытая группа экспертов. Эта группа осуществит инвентаризацию и уточнение объекта на основании отчета, подготовленного национальной рабочей группой, и "Атласа" состава объекта Всемирного наследия, подготовленного КГИОП.

b) Законодательная база

К отдельным индивидуальным элементам внутри объекта применяется федеральный закон "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации".

Утвержденный в 2005 г. Генеральный план Санкт-Петербурга установил зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии с установленным режимом зонирования. Они включают в себя исторические здания, небесную линию, панорамы и виды. Параметры строительства и реконструкции регулируются по всему объекту и в предлагаемой буферной зоне. В 2009 г. на основании Генерального плана были утверждены Правила землепользования и застройки, включающие территориальное зонирование и градостроительные нормы, которые запрещают новое строительство в зонах охраны, за исключением регенерации исторического ландшафта.

Страна-участница подчеркнула, что признание объекта в качестве достопримечательного места невозможно без внесения изменений в федеральное законодательство. В связи с этим с 2011 г. правительство города совместно с Государственной думой изучает способы повышения юридической защиты объекта Всемирного наследия.

c) Пересмотренный проект "Охта-центр"

Своим постановлением от 8 декабря 2010 г. правительство Санкт-Петербурга отменило свое предыдущее решение от 22 сентября 2009 г. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров при строительстве "Охта-центра". Проект строительства башни "Охта-центр" был отменен. Пересмотренный проект на настоящее время не официально представлен никаким государственным органам. В сентябре 2011 г. инвестор (ОАО "Газпром") обратился в государственные органы с просьбой представить в Центр всемирного наследия в рамках Пункта 172 Операционного руководства официальный запрос об информации по вопросам международного права и процедуре утверждения нового проекта Общественно-делового центра "Лахта". В ответ на письмо Центра всемирного наследия от 25 октября 2011 г. Страна-участница предоставила в рамках отчета подготовленную инвестором пояснительную записку, разъясняющую точную ситуацию с новым местоположением и содержащую информацию о новом проекте "Лахта-центр".

Новое строительство планируется в Приморском районе Санкт-Петербурга на окраине города, в 9 км от исторического центра Санкт-Петербурга. По информации Страны-участницы, предназначенный для проекта земельный участок не считается зоной историко-культурного значения, расположен за пределами зон охраны культурного наследия и не входит в границы охраняемых зон объекта Всемирного наследия и его буферных зон. Российский государственный гидрометеорологический университет выполнил специальную оценку климатических характеристик в Приморском районе, по заключению которой по причине преобладающей в Санкт-Петербурге пасмурной погоды (237 - 256 дней в году) видимость верхней части высотного здания будет затруднена и будет обеспечена постоянная видимость только нижних 100 - 200 м.

Концепция проекта включает строительство небоскреба для главного офиса (для "Лахта-центра" используется тот же проект, что и для башни "Охта-центр"), исследовательский и спортивный центр, яхт-клуб, парк профессиональной ориентации для детей, гостиница, выставочные залы, а также торгово-развлекательные объекты. Калининский районный суд Санкт-Петербурга и впоследствии Городской суд Санкт-Петербурга признали законность разрешения инвестора, потому что оно не повлияет на визуальное восприятие охраняемых панорам. В июне 2011 г. в Приморском районе были проведены общественные слушания по вопросу строительства бизнес-центра "Лахта".

d) Заявление об универсальной всемирной ценности

Пересмотренный проект заявления об универсальной всемирной ценности был представлен в Центр всемирного наследия в соответствии с просьбой Комитета по всемирному наследию.

e) Управление объектом

Надзор над состоянием объекта осуществляется КГИОП и Департаментом государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области в пределах их полномочий. Возможность координации действий субъектов Российской Федерации крайне затруднена в связи с тем, что каждый из этих субъектов в соответствии с действующим российским законодательством осуществляет экономическую деятельность на своей территории на основании собственных финансовых планов и независимых генеральных планов развития своей территории.

f) Состояние сохранения

Правительство Санкт-Петербурга установило приоритет сохранения исторического центра над концепцией компромисса и так называемого рационального баланса между сохранением и развитием. Начата разработка долгосрочной программы сохранения и развития Исторического центра Санкт-Петербурга (2012-2018) для обеспечения комплексной реабилитации исторической среды с учетом общественных интересов и интересов частных инвесторов.

g) Участие общества

В отчете сообщается, что губернатор Санкт-Петербурга ведет диалог с общественным градозащитным движением через КГИОП. Представители общественных организаций и движения входят в состав Совета по охране культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга.

Заключение

Центр всемирного наследия и Консультационные органы отмечают отмену проекта башни "Охта-центр" и планирование нового строительства "Лахта-центра" в Приморском районе Санкт-Петербурга. Центр всемирного наследия и Консультационные органы полагают, что до принятия любых окончательных решений в Центр всемирного наследия для изучения Консультационными органами должен быть представлен новый проект вместе с подробной оценкой влияния на культурное наследие в соответствии с Руководством ИКОМОС по оценке влияния на культурное наследие для объектов Всемирного наследия. Оценка должна учитывать любое потенциальное влияние проекта не только на Исторический центр Санкт-Петербурга, но и на многочисленные элементы объекта, такие как дворец в Петергофе, Кронштадт и т.п.

Центр всемирного наследия и Консультационные органы отмечают, что, по-прежнему, остаются нерешенными определенные ключевые проблемы, связанные с сохранением объекта, отмеченные реактивной мониторинговой миссией 2010 г. Они включают в себя отсутствие общего генерального плана всей территории объекта и его буферной зоны в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, содержащего предложения по режимам юридической защиты в соответствии с принципами комплексного сохранения. Кроме того, управление объектом по-прежнему разделено между двумя субъектами федерации. Не существует Плана управления объектом, в котором могли бы быть описаны заинтересованные лица, мероприятия и ресурсы. Центр всемирного наследия и Консультационные органы хотели бы напомнить о рекомендациях двух предыдущих мониторинговых миссий по вопросу назначения главного управляющего органа для контроля подлинности и целостности объекта, а также необходимости разработки общего Плана управления объектом.

Они также отмечают, что правительство города совместно с Государственной думой изучает способы повышения юридической защиты объекта Всемирного наследия, и были бы рады получить подробные документы об этих инициативах. Они рекомендуют Комитету предложить Стране-участнице совместно с Центром всемирного наследия изучить целесообразность разработки юридического механизма охраны и управления объектами Всемирного наследия в Российской Федерации.

Наконец, они также отмечают предоставление пересмотренного проекта Заявления об универсальной всемирной ценности.

Проект решения: 36 COM 7B.85

Комитет по всемирному наследию,

1. Рассмотрев Документ WHC-12/36. COM/7B,

2. Принимая во внимание Решение 35 COM 7B.104, принятое на 35 сессии (ЮНЕСКО, 2011),

3. Отмечает заключения Международного экспертного форума по вопросам границ, проведенного в Санкт-Петербурге, в части образования международной открытой группы экспертов по вопросам границ;

4. Приветствует усилия Страны-участницы по отмене проекта башни "Охта-центр", также отмечает факт разработки нового проекта небоскреба общественно-делового центра "Лахта" в Приморском районе Санкт-Петербурга и просит Страну-участницу предоставить в Центр всемирного наследия для изучения Консультационными органами подробную оценку влияния на объект наследия для этого нового проекта, подготовленную в соответствии с Руководством ИКОМОС по оценке влияния на культурное наследие для объектов Всемирного наследия, до принятия любых окончательных решений;

5. Призывает Страну-участницу назначить главный управляющий орган с достаточными полномочиями по управлению объектом, а также разработать общий План управления объектом, включающий План проектирования окружающей среды и городского развития для всей территории, а также План охраны, определяющий надлежащую степень вмешательства для каждого элемента объекта;

6. Также призывает Страну-участницу совместно с Центром всемирного наследия изучить целесообразность разработки юридического механизма охраны и управления объектами Всемирного наследия в Российской Федерации;

7. Отмечает, что Страна-участница предоставила пересмотренный проект Заявления об универсальной всемирной ценности объекта в соответствии с просьбой, указанной в Решении 35 COM 7B.104;

8. Также просит Страну-участницу предоставить в Центр всемирного наследия не позднее 1 февраля 2014 г. актуальный отчет о состоянии охраны объекта и выполнении перечисленных выше мер с целью рассмотрения Комитетом по всемирному наследию на 38 сессии в 2014 г.