Президент непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян еще в сентябре прошлого года заявил, что Степанакертский аэропорт будет введен в эксплуатацию "в самое ближайшее время". "Мы с оптимизмом смотрим в будущее", - заявил тогда Саакян. Почему аэропорт, который уже несколько раз обещали вот-вот открыть, до сих пор бездействует? Изначально ввод аэропорта в эксплуатацию был намечен на 9 мая 2011 года, однако затем он был отложен на неопределенное время. Официальная версия не удивила - по техническим причинам. Правда, за это неопределенное время расширили и обустроили взлетные полосы, "срезали" верхушки пары-другой холмов, прилегающих к взлетной полосе, обеспечив тем самым возможность обслуживать крупногабаритные самолеты. Но и после этих работ аэропорт остается закрытым, a озвученный выше вопрос - открытым.

Периодически задержку объясняют иными "техническими проблемами", которые то и дело возникали и которые приходилось решать. Однако главный архитектор Степанакертского аэропорта Тигран Барсегян на встрече с журналистами 1 октября 2012 года отметил, что аэропорт в столице Нагорного Карабаха готов к полетам, причин для их откладывания нет. Более того, Барсегян напомнил, что здание обновленного аэропорта готово уже давно. "Еще весной прошлого года шли разговоры о том, что аэропорт будет открыт, однако затем, выяснилось, что этому последовали решения рельефных проблем посадочной полосы и доставка современной техники, которая должна будет обеспечить безопасность полетов. Каждый месяц сообщалось о тех или иных технических проблемах", - заметил он.

Параллельно этому каждый раз, когда армянская сторона заявляла о готовности к открытию аэропорта, в Баку звучали угрозы. Первым среди всех выделился директор Государственной администрации по гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов, заявивший, что Азербайджан будет сбивать гражданские самолеты, совершающие полеты в Степанакертский аэропорт. Устами Мамедова в целом отражается позиция официального Баку по поводу открытия аэропорта в Степанакерте.

"Традиция", заложенная Арифом Мамедовым в 2011 году, была поддержана другими должностными лицами, последним из которых на данный момент является вице-спикер парламента Азербайджана Зияфет Аскеров. 20 сентября он пригрозил Еревану "соответствующей реакцией" со стороны Баку, утверждая, что Армения "не имеет никакой правовой основы открывать в Нагорном Карабахе международный аэропорт". В свою очередь, депутат азербайджанского парламента Захид Орудж выразил опасения в связи с названием "НКР", о котором узнают во всем мире. "Теперь на всех авиационных картах появится название "НКР", и это будет иметь серьезные политические последствия. Есть прецедент Косово. В разных странах откроют бюро "степанакертского аэропорта", которые попутно будут исполнять некоторые функции посольства", - заявил он.

В любом случае, пока армяне обещают открыть аэропорт, а азербайджанцы продолжают грозиться, никакого воздушного сообщения "Степанакерт - внешний мир" нет. Причина, по всей вероятности, кроется в том, что армянская сторона отнюдь не уверена в своих же утверждениях, согласно которым Азербайджан "не посмеет" сбить гражданское судно и что угрозы из Баку - блеф. Полуторогодовая задержка с открытием Степанакертского аэропорта ясно говорит о том, что изначально у этого вопроса было двойное дно. Если вспомнить, первый информационный впрыск в СМИ по этой теме пришелся на весну 2011 года, когда уже была намечена июньская встреча президентов Армении, России и Азербайджана в Казани. На эту встречу возлагали много надежд, и армянская сторона в преддверии "переломного" момента в урегулировании нагорно-карабахского конфликта решила подстраховаться, обзавестись небольшим очередным козырем в переговорном процессе.

Сегодня уже ясно, что армянская дипломатия потерпела в этом вопросе фиаско. Азербайджан вообще не внял намекам армянской стороны и занял по вопросу Степанакертского аэропорта категорическую позицию. Козырь не сработал, встреча в Казани, как известно, с треском провалилась, а шумиха вокруг аэропорта не утихла. В результате власти Армении и НКР оказались в непростой ситуации. С одной стороны, прозвучавшие из уст президента публичные обещания, поддержанные армянскими и карабахскими чиновниками разного калибра, не могут быть забыты по мановению волшебной палочки, с другой - Азербайджан наглядно демонстрирует, что не собирается отступать.

Более того, на поддержку Азербайджану поспешил "старший брат" - Турция. По сообщению азербайджанских СМИ, между Турцией и Азербайджаном существует договоренность, согласно которой при работе аэропорта в Нагорном Карабахе Турция может закрыть для Армении свое воздушное пространство. Ранее МИД Турции решительно осудил открытие аэропорта в Карабахе, назвав этот шаг провокационным, и посчитал, что он наносит вред процессу мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

В этой связи армянский военный эксперт Давид Джамалян 10 октября заявил, что Армения способна дать равносильный ответ турецко-азербайджанскому тандему, и в Баку это отлично знают, и поэтому не решатся на радикальные шаги в этом направлении. "Если азербайджанцы будут уверены в своей безнаказанности, они собьют судно, но так как Армения способна дать адекватный ответ, то Азербайджан на этот шаг не пойдет", - заявил он, добавив: "Что касается угроз Турции, не думаю, что они перейдут от слов к делу, поскольку через воздушное пространство Армении проходит много путей, и оно в этом смысле является транзитным. Такой шаг Турции будет угрожать интересам многих стран".

Что скрывается за расплывчатой формулировкой "равносильный ответ" не совсем понятно, но хроника развития "отношений" Армения-Азербайджан за последние 20 с лишним лет показывает, что Баку сходит с рук многое. К примеру, уничтожение кладбища средневековых армянских хачкаров в Джуге и героизация ночного "убийцы с топором" Рамиля Сафарова.

Таким образом, если Азербайджан все-таки собьет гражданский самолет с 50 пассажирами на борту или вынудит его совершить посадку на своей территории, обеспечив себя крупной "партией" заложников, то придется реагировать. Теоретически существует несколько вариантов. Например, можно сбить самолет в ответ. Этот шаг для Армении будет означать проигрыш в игре "провокация-уклонение" и повлечет за собой немедленную эскалацию нагорно-карабахского конфликта и развал Минского процесса - то, чего добивается Азербайджан. Военный ответ - этот вариант маловероятен по причине того, что армянские Вооруженные силы в основном ориентированы на оборону и уступают по численности азербайджанским. Можно начать обходить двери различных международных структур с жалобами на Баку, но за 20 лет эта методика решения вопросов доказала свою 100%-ую неэффективность, да и для властей Армении такая реакция будет равносильна политическому самоубийству. При любом раскладе основной результат будет один - Армении придется поддаться на провокацию, чего ей многие годы удавалось успешно избегать. Остается последний вариант - продолжать придумывать "технические причины", по которым аэропорт не может быть открыт.

Как известно, аэропорт Степанакерта, построенный в 1974 году, перестал действовать в 1992-м, когда началась полномасштабная война между провозгласившей свою независимость НКР и Азербайджаном. Его реконструкция началась четыре года назад. Было построено новое здание аэровокзала, расширена и удлинена взлетно-посадочная полоса. Когда армянская сторона в 2011 году заявила о намерении возобновить регулярные полеты, Баку выступил с угрозами сбивать любые самолеты, летящие в Степанакерт или взлетающие оттуда. Это вызвало негативную реакцию международного сообщества, а официальный Ереван назвал подобные угрозы "проявлением государственного терроризма". Президент Армении Серж Саргсян заявил, что он лично "станет первым пассажиром первого авиарейса, который направится из Армении в Карабах".

Эмиль Бабаян