Три приоритетных проекта, созданных по распоряжению Президента РФ, были презентованы на Международном культурно-туристском форуме, который проходит в Санкт-Петербурге. Об этом сегодня, 11 октября, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Туристические маршруты "Серебряное ожерелье России", "Великий шелковый путь" и "Русские усадьба" - это масштабные историко-культурные проекты, разработанные Министерством культуры РФ, Российской Академией наук, Российским союзом туристской индустрии и специалистами различных областей.

"Мы должны сформировать новые для отечественных и зарубежных туристов маршруты, чтобы в туротрасли Россия заняла место, достойное ее культуры" - рассказала заместитель министра культуры РФ Алла Манилова.

Первый проект - "Серебряное ожерелье России" - должен раскрыть потенциал Северо-Запада страны по примеру "Золотого кольца". "Ожерелье" может раскинуться по нескольким направлениям, которые пройдут через основные крепости и исторические места. Профессор Института истории материальной культуры РАН Анатолий Кирпичников представил, что в восточном направлении это будут Невский пятачок - памятник прорыва блокады Ленинграда - и Старая Ладога - первая столица Руси.

На севере маршрут продолжит путь на Приозерск, где туристы смогут почувствовать себя на рубеже XIII-XIV веков. Северо-Западное направление ожерелья, по словам Кирпичникова, "это прогулка по подземным городам" - доты, линия Маннергейма, Выборг - город четырех культур (русской, финской, карельской и шведской).

На западе "Серебряное ожерелье" пройдет около древней границы с Ливонией - у крепости Ивангород, охватив также Ямбург (Кингисепп) и Копорье - на 80 процентов сохранившаяся "чудо-крепость" - "как будто из Палестины". Анатолий Кирпичников считает, что уже сегодня эти идеи можно предлагать отечественным и зарубежным туристам.

Второй проект - "Великий шелковый путь" - должен, по словам Аллы Маниловой, перерасти из межрегионального в трансграничный, так как затронет территории и государств СНГ.

"Именно на трассах "Великого шелкового пути" люди разных этносов, религий и культур впервые соприкоснулись", - рассказал директор Российского этнографического музея Владимир Грусман.

По его мнению, маршрут должен включать в себя объекты традиционной культуры, народные промыслы, этнографические и археологические комплексы, а также природные объекты - все это представит "срез евразийской культуры". Такая многогранная форма знакомства со страной позволит представить Россию в наиболее выгодном свете.

Лариса Васильева, министр образования, культуры и науки республики Калмыкия, презентуя туристическую концепцию маршрута в своем регионе, выразила мнение, что формат "Великого шелкового пути" позволит моделировать бесконечные "варианты туристического продукта".

Третий разрабатываемый маршрут - "Русские усадьбы" - будет пролегать по Центральному федеральному округу - там расположено 37 музеев-заповедников и 19 музеев-усадьб.

"Я лично успела влюбиться в этот проект, как профессор Кирпичников в Старую Ладогу", - призналась Алла Манилова. Развитие дворянских усадьб, реконструкция их быта и атмосферы, по замыслу организаторов, во многом послужат, помимо прочего, и воспитательным целям.

Руководитель музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне Екатерина Толстая и директор департамента культуры Брянской области Наталья Сомова считают, что именно в таком укладе должны прививаться детям семейные ценности, которые сейчас утеряны. Кроме этого, атмосфера усадеб отлично способствует изучению литературы школьниками.

По итогам обсуждения приоритетных проектов заместитель министра культуры РФ Алла Манилова назначила Владимира Грусмана ответственным за проект "Великий шелковый путь", а "Русские усадьбы" поручено курировать председателю комитета по туризму Москвы Сергею Шпилько. Министры культуры регионов - участников форума подписали соглашения о сотрудничестве в сфере развития проектов.

Напомним, Международный культурно-туристский форум проходит в эти дни в Санкт-Петербурге в Таврическом дворце. Профильные министры регионов, ведущие эксперты туристического рынка, маркетологи, ученые, специалисты по брендингу территорий обсуждают перспективы и способы развития отечественной туриндустрии.