Уже длительное время, как объектом недовольства общества в Армении является дороговизна авиабилетов. Порой, тарифы превышали цены на авиабилеты в соседней Грузии до 50%. Многие, в том числе авиационные власти страны, это обуславливали наличием национального авиаперевозчика - компании "Армавиа", у которой были монопольные позиции на рынке гражданской авиации по некоторым направлениям. Спустя полгода после заявления "Армавиа" о своем банкротстве, правительство приняло решение о полном переходе к режиму "открытого неба" (open sky). Концепцию режима свободного неба разработал Фонд национальный конкурентоспособности Армении. Либерализация неба с одной стороны приведет к снижению стоимости авиабилетов, повысит привлекательность рынка, но с другой стороны, как утверждают эксперты, новые правила создают также определённые риски безопасности.

"В условиях нерешенности нагорно-карабахского конфликта и существования компактных армянских общин в странах Ближнего Востока, где в любой момент, подобно Сирии, могут начаться внутренние эксцессы, Армения просто обязана иметь национального авиаперевозчика", - утверждают некоторые эксперты. Другая часть экспертного сообщества, наоборот, настаивала на переходе к режиму "открытого неба", что исключает наличие национального авиаперевозчика на рынке. О том, какие риски создает либерализация армянского неба для национальной безопасности, как она повлияет на экономику страны в интервью ИА REGNUM рассказал директор Фонда национальной конкурентоспособности Армении Арман Хачатрян.

ИА REGNUM: Г-н Хачатрян, скажите, пожалуйста, когда начались работы над концепцией перехода к режиму "открытого неба" в Армении? Работы начались до или после процесса банкротства "Армавиа"?

На самом деле уже несколько лет, как тема обсуждается на разных уровнях для определения, какой должна выглядеть целостная концепция развития сферы гражданской авиации для такого небольшого государства, как Армения. Помимо этого у Армении есть своя специфика - блокада страны (со стороны Турции и Азербайджана - ред.), что всегда выводило на первый план проблему эффективности и конкурентоспособности авиаперевозок. С другой стороны, как для соседних, так и для развитых государств мира авиационная политика - важный инструмент экономического развития. Она решает не только вопрос перевозки людей, а также стала важной системой со своими мультипликативными эффектами на иные сферы экономики. При разработке концепции была поставлена задача с одной стороны решить вопрос концептуального повышения уровня конкурентоспособности сферы в Армении, с другой стороны - содействовать экономическому развитию. Конечно, с банкротством "Армавиа" резко увеличилась степень восприятия важности решения проблемы, поскольку риски стали измеряемы и вышли на поверхность. Они и стали основным стимулом для разработки концепции перехода страны к режиму "открытого неба". С другой стороны есть частный сектор, в частности, в лице члена Совета попечителей Фонда национальной конкурентоспособности Рубена Вартаняна (известный российский бизнесмен армянского происхождения - ред.), который предложил руководству нашей страны поддержку частного сектора в деле разработки программы.

ИА REGNUM: Многих в Армении волнует вопрос дороговизны авиабилетов. По сравнению с соседней Грузией авиабилеты в Армении по некоторым направлениям дороже на 40-50%. В чем причина?

Это очень важный вопрос. Сразу хочу отметить, что политика "открытого неба" направлена как на снижение цен на авиабилеты, так и экономическое развитие страны. Суть ее заключается в том, что действующие до сих пор всевозможные ограничения максимально сокращаются. Они в целом касались направлений полетов, авиаперевозчиков, частоты авиаперелетов в Армению и из нее, расписаниям и паритетам. Армения уже открыта для авиационного бизнеса, она либерализировала рынок как для всех заинтересованных и качественных авиаперевозчиков внутри страны, так и за ее пределами. Рынок полностью либерализирован. В результате решается сразу несколько вопросов. Первое, цены на авиабилеты снизятся как минимум на 10%, а по некоторым направлениям ожидается до 50%. Существенное снижение цен на авиабилеты произойдёт в частности по тем направлениям, где будет наиболее высокая конкуренция. Высокая конкуренция ожидается на таких рынках, как Россия, Европа и Средний Восток. Очевидно также то, что будут задействованы новые направления. С точки зрения экономики переход к режиму "открытого неба" будет содействовать развитию экономики страны на уровне 1-1,5% от ВВП в год. Ожидается создание около 20 тыс. рабочих мест в частности в сфере туризма. Рост в области туризма составит 20-25%, ровно на столько же возрастет пассажиропоток. Будут открыты новые направления авиаперелётов, что проведет к расширению географии связи Армении с внешним миром. Действующие до сих пор паритеты сняты, все имеют возможность предоставить свои услуги на армянском рынке. Мы сконцентрировали внимание на стоимости авиабилетов, однако есть наиболее важная задача - расширение географии авиаперелетов и удобство обслуживания с точки зрения графика авиарейсов. Мы все знанием, насколько сложен и неудобен график авиарейсов особенно из Армении в Европу. Таким образом, в положительном плане меняется удобство авиарейсов, как для нас, так и желающих приехать в Армению туристов.

При сравнении гражданской авиации Армении с той же сферой Грузии, мы увидим следующую картину. Грузия полностью либерализировала сферу авиаперевозок, а в прошлом году заключила соглашение с ЕС по присоединению к общему европейскому пространству. Это значит, что со многими странами ЕС Грузия сотрудничает в рамках политики "открытого неба". Это уже реальность для соседней Грузии. Более того, она полностью либерализировала внутренний рынок. То есть зарубежные авиаперевозчики могут осуществлять рейсы внутри Грузии (Тбилиси-Батуми-Тбилиси - ред.). В тоже время в Грузии сформирована свободная и прозрачная регуляционная среда, что очень важное обстоятельство. Одно дело создать среду, а другое обеспечить равные и справедливые условия конкуренции. Государство сократило свои функции до фиксации правил игры и осуществления контроля за их соблюдением. Оно необоснованно не вмешивается в сферу принятия бизнес решений - сколько рейсов должна осуществить так или иная авиакомпания, что было в Армении. В нашем случае государственный орган (Управление гражданской авиацией - ред.) нес ответственность от разработки политики сферы до осуществления технического контроля. Результаты сложившейся тогда ситуации сразу бросались в глаза тем, что по сравнению с Арменией авиабилеты в Грузии стоили намного дешевле. Это негативно влияло особенно на сферу туризма в Армении. Многие туристические группы покупали авиабилеты в Тбилиси и лишь оттуда на автобусе приезжали в Армению, несколько дней оставались тут и вновь возвращались назад. Это привело к сокращению срока пребывания туристов в Армении. Они начали тратить в Армении меньше. Страна теряла доходы от туризма. С другой стороны начала снижаться загруженность работы сверхсовременного ереванского аэропорта. Население Армении начало часто пользоваться услугами аэропорта Тбилиси из-за дороговизны полетов на родине. Таким образом, ситуация требовала вмешательства государства с целью решения существующих проблем, но с чёткой программой развития сферы в будущем.

ИА REGNUM: Когда на деле ощутим снижение стоимости авиабилетов?

Надеюсь, это произойдёт очень скоро. Здесь есть техническая проблема: авиакомпании при выходе на новые рынки проводят технические циклы планирования, что занимает от трех до шести месяцев. Именно столько времени требуется для решения вопросов логистики и других технических задач, чтобы авиакомпания открыла новое направление полетов. Рад сообщить, что после заявления о либерализации неба Армении, многие крупнейшие европейские авиакомпании проявили интерес к нашему рынку и в настоящее время ведут переговоры с армянской стороной (названия авиакомпаний не сообщает - ред.). Проявили интерес к нашему рынку как крупные сетевые, так и бюджетные авиакомпании. Это возможность увеличить загруженность также аэропорта в Гюмри (второй по величине горд в Армении - ред.), а также диверсифицировать источники обслуживания авиаперелетов.

ИА REGNUM: Вы сказали, что армянским рынком заинтересовались и бюджетные авиакомпании. Значит ли это, что в скором времени на рынке Армении мы увидим такую компанию, как EasyJet?

Я воздержусь перечислить названия компаний, поскольку мы находимся на этапе переговоров. Только сообщу, что речь также идет об авиакомпаниях указанного вами класса.

ИА REGNUM: В Армении помимо аэропорта "Звартноц" действует также аэропорт в Гюмри, который в плане загруженности и оснащённости современной техникой сильно отстает. Как повлияют новые авиационные правила на аэропорт в Гюмри в плане активизации авиаперелётов?

Откровенно говоря, при классификации проблем в сфере авиаперелетов сложилась бы следующая картина. Первые четыре горизонтали заняли бы гражданская авиация, затем компания "Армавиа", и только потом аэропорты. Иными словами, несмотря на негативное отношение к компании "Армавиа", основная проблема заключалась в политике в сфере гражданкой авиации, поскольку все функции были переданы одному органу (Главное управление гражданской авиации - ред.). К сожалению, в результате конфликта интересов тогда имели место неправильные толкования закона. При разработке концепции, мы учли тарифы услуг аэропортов Грузии, России и ряда государств ЕС. Конечно, стоимость услуг ереванского аэропорта на 20% дороже, но корень проблем, поверьте, не в этом. Нашей фундаментальной проблемой была не дороговизна услуг аэропорта, по той простой причине, что бизнес модель аэропорта "Звартноц" зиждилась на сдерживающей политике сферы гражданской авиации. Философия бизнес модели аэропорта быка такой - малые объёмы и большая маржа. Эта модель изменится. Мы ведем переговоры с дирекцией аэропорта, представители которой были включены в разработку концепции "открытого неба". Вопрос обсуждается, и они готовы с увеличением объёмов пассажироперевозок перейти к формуле бизнес модели - "большие объёмы, малая маржа". Что касается аэропорта Гюмри, то после появления на армянском рынке новых авиакомпаний, бизнес сам решит, как и с каким аэропортом работать. Главное, что больше не будет необоснованного вмешательства в процесс принятия бизнес решений. Без сомнения в ближайшем будущем загруженность обеих аэропортов существенно возрастет.

ИА REGNUM: В Армении придается важность функционированию национального авиаперевозчика со ссылкой на фактор безопасности исходя из специфики регионального расположения страны. Важность национального авиаперевозчика мотивируется неразрешенным нагорно-карабахским конфликтом. В случае если конфликт обострится, стране необходима национальная авиакомпания, которая будет работать в экстренных условиях. Понятно, что режим "открытого неба" затрудняет вопрос существования национальной авиакомпании, поскольку ей будет весьма трудно конкурировать на рынке с ведущими авиакомпаниями. В концепции "открытого неба" учтена ли проблема безопасности и как она решается?

В разработке концепции перехода к режиму "открытого неба" вопросы, связанные с безопасностью, были разносторонне обсуждены. Международный опыт свидетельствует о том, что политика "открытого неба" не подразумевает наличие национального авиаперевозчика. Подавляющее большинство когда-либо основанных национальных авиакомпаний обанкротились. В конце концов, нет логической связи между безопасностью и национальным авиаперевозчиком. Тема часто муссируется, но она больше миф, чем реальность. Вопрос больше обсуждался на эмоциональной ноте, чем на основе профессиональных подходов. Скажу почему. Гражданская авиация - это перевозка людей, граждан. Не дай Бог, при обострении ситуации в зоне карабахского конфликта, нам необходимо быть там, а не думать о полете в Париж. В этом плане в дискурсе на тему национальной безопасности никогда не был уточнен вопрос, какую задачу должен здесь решать национальный авиаперевозчик. Когда мы говорим о гражданской авиации, перевозке людей, я не вижу здесь связи с национальной безопасностью. Повторюсь, при возникновении экстренных ситуаций мы нужны здесь, а не за рубежом. С другой стороны, опыт большинства национальных авиаперевозчиков свидетельствует о том, что рано или поздно они оказываются на краю банкротства. Как правило, государство для них создает тепличные условия, в результате чего национальные авиакомпании становятся очень ленивыми, неэффективными, неконкурентоспособными и оказываются на обочине рынка. Чего еще не хватало "Армавиа" для развития? Для нее были созданы весьма выгодные тепличные условия со стороны государства. Однако, компания развалилась.

ИА REGNUM: В свое время перед компанией "Армавиа" в обмен на тепличные условия была поставлена задача выхода на заокеанский рынок - США, где существует большая армянская диаспора. Есть ли расчёты по поводу открытия прямых рейсов в США, и предусматривается ли вопрос развития транзитного потенциала ереванского аэропорта?

Об этом будет легче говорить, когда конкретные авиаперевозчики будут зарегистрированы на армянском рынке. Мы рассматриваем возможность открытия более 10 новых направлений полетов в Европу и столько же в Россию. Когда мы говорили с авиаперевозчиками, все они подчеркивали важность того, чтобы рынок был отрытым, прозрачным, управляемым и прогнозируемым. В противном случае они не смогут понять существующие риски и тем более управлять ими. В этом плане переход к режиму свободного неба необходимое, но не достаточное условие. Государство обязано сформировать открытую, свободную, прозрачную и справедливую бизнес среду, а также быть гарантом сохранения правил, чтобы рынок стал привлекательным для других авиаперевозчиков. Привлекательность еще не значит, что они начнут предоставить свои услуги и на армянском рынке, однако при отсутствии привлекательности этими услугами точно будет невозможно воспользоваться. В настоящее время идут также обсуждения о возможности осуществления прямых рейсов между Арменией и США.

ИА REGNUM: Есть гарантии, что удастся обеспечить равные условия и справедливость на рынке?

Концепцией предусмотрено четкое разделение функций между разрабатывающим политику органом и ведомством, реализующим политику. Функции органа, отвечающего за разработку политики, должны быть несколько больше, чем ее реализатора. Реализатор политики - Главное управление гражданской авиации будет осуществлять только технический контроль над процедурами. Разработкой политики займется министерство экономики, а затем эти функции могут перейти к министерству транспорта и связи. В тоже время оно должно выполнять функции регулятора сферы в целях обеспечения свободных, справедливых и прозрачных условий конкуренции на рынке. Министерство экономики обладает также функцией выдачи лицензий местным авиаперевозчикам. Отныне выдача лицензий местным авиаперевозчикам не будет зависеть от воли конкретного человека. На основе сотрудничества частного и государственного секторов будет создан специальный совет. Любой гражданин Армении, желающий заниматься авиаперевозками, до подачи документов на лицензию должен составить бизнес план и представить его в совет. Только после одобрения бизнес плана ему будет выдана лицензия. Все возможности конфликта интересов минимизированы в этой концепции.

В целом концепция режима "открытого неба" обязательно сработает, поскольку она была разработана под эгидой и контролем президента и премьер-министра Армении Сержа Саргсяна и Тиграна Саркисяна. В разработке программы принял участие также Рубен Вартанян, что было хорошей моделью сотрудничества частного и государственного секторов. В министерстве экономики с участием представителей государственного, частного секторов и международных донорских организаций создана специальная рабочая группа по реализации положений концепции. В целях ее выполнения на основе сотрудничества частого сектора с государством будет создан специальный фонд на сумму $25 млн для того, чтобы сделать Армению более узнаваемой в мире: представить ее потенциал и существующие здесь возможности ведения бизнеса.

ИА REGNUM: Недавно на рынке появилась армянская (не национальная) авиакомпания "Air Armenia". Она желает увеличить как парк своих самолетов, так и географию полетов. В условиях режима "открытого неба", как вы думаете, она способна будет конкурировать с крупными европейскими и российскими авиакомпаниями?

Вопрос следует рассматривать под другим углом. Когда придается большее значение отдельным интересам, наносится урон общественному интересу и стране в целом. Я рассматриваю вопрос с точки зрения обеспечения общественного интереса. Насколько содействует обслуживанию общественного интереса наличие местной авиакомпании? Конечно, было бы очень хорошо иметь сильные и конкурентоспособные армянские авиакомпании. С другой стороны нет необходимости создавать подобные авиакомпании любой ценой, за счет общественного интереса. Мы уже два раза прошли через это. Желание иметь сильных и конкурентоспособных авиаперевозчиков - одно, но лишь конкуренция на рынке покажет насколько гибкими и сильными они могут быть. Здесь необходимо учитывать два важных фактора, которые до сих пор были упущены из виду. Мы имеем дело с жизнями людей. Любая авиакомпания должна обладать высокой квалификацией, чтобы не ставить под угрозу жизнь людей. С другой стороны, авиаперевозчик должен обладать соответствующими техническими и человеческими ресурсами для предоставления долгосрочных услуг. Мы не можем экспериментировать в этой сфере, чтобы каждый раз возникали местные авиакомпании, работали какой-то период, а затем объявили себя банкротом. Помимо угрозы жизни людей, подобные явления самым негативным образом влияют на рейтинг страны. Возможности для того, чтобы и местные авиакомпании работали с прибылью, в концепции режима "открытого неба" предоставляются, однако каждая авиакомпания должна сама определить свою бизнес модель. Очевидно, что при режиме "открытого неба" компания не может работать с двумя или тремя самолетами. Это сложный бизнес. Здесь необходимы существенные вложения и серьёзный менеджмент.

ИА REGNUM: Последний вопрос. Армения решила вступить в Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии. Существуют ли прогнозы по поводу активизации этих направлений авиаперелётов и привлечения новых компаний из авиационного рынка ТС?

Тема очень интересна. Таможенный союз, как таковой, является институтом торговой политики. Режим "открытого неба" есть инструмент для ведения бизнеса. В этом плане он предоставляет возможность установления более прочных связей с другими точками мира с более выгодными тарифами, тем временем снижая расходы на экспорт. Это важно особенно для товаров с большой добавочной стоимостью, особенно в сфере высоких технологий. Мы имеем дело с диверсификацией направлений международной торговли и стимулированием экспорта. Указанную задачу режим "открытого неба" на деле решает в рамках Таможенного союза, гармонизируя с экспортной или импортной политикой ТС. То есть, бизнес среда и торговый инструмент вкупе могут создать весьма благоприятные мультипликативные эффекты для нашей экономики. Помимо этого, так как Армения открыта для внешнего мира, значит, ее рынок открыт и для авиаперевозчиков стран-участниц Таможенного союза. Они могут пользоваться возможностями свободного неба, тем самым связывая их государства с Арменией и наоборот. Это важно также для армянских диаспор. Например, в случае России армянская община распространена по многим ее регионам. Наличие подобной географии компактного проживания армянской общины в России создает дополнительные возможности для региональных авиакомпаний по осуществлению прямых авиарейсов в Армению, тем самым упрочив связь наших общин с армянским государством. В заключение я бы хотел призвать авиаперевозчиков государств Таможенного союза воспользоваться возможностями рынка Армении и предоставлять здесь свои услуги.

Беседовал Аршалуйс Мгдесян