Комментируя план урегулирования приднестровской проблемы, предложенный Украиной на переговорах в Виннице, министр реинтеграции Молдавии Василий Шова заявил: "Мы приступим к осуществлению плана до его подписания. Парламент должен принять проект закона, который закрепит статус Приднестровского региона в составе Республики Молдова". При этом, Шова уклонился от ответа на вопрос о том какой именно статус предполагается предоставить Приднестровью. "Есть опыт гагаузской автономии в Молдове, опыт Крыма на Украине, но мы не остановимся только на этом. Закон должен предоставить условия для развития региона".

Упоминание о Гагаузской автономии возникло не случайно. Большое сходство проекта предложенного Украиной в 2005 году с проектом "автономно-территориального образования Гагауз Ери" образца 1994 года было отмечено, в частности, руководителем приднестровского филиала Института национальной стратегии России Дмитрием Соиным. Каковы же оказались результаты реализации этого проекта для Гагаузии? Вот что говорит по этому поводу известный гагаузский правозащитник, недавний политзаключенный Иван Бургуджи:

"Нас ждали жестокий обман и разочарование. Первыми подверглись жесточайшим репрессиям руководители силовых структур Гагаузской Республики.

Сегодня Гагаузия - это поруганная и растоптанная молдавским сапожищем провинция. Там все наполнено свинцовым воздухом полицейщины и охранки. Я абсолютно уверен - ни румынам, ни Молдове не нужна Гагаузия с живыми гагаузами".

По мнению Соина, идея Кишинева "осуществить план до его подписания" является попыткой молдавской стороны перехватить инициативу у Украины и ввести события вокруг урегилирования в привычное русло. "Молдова никогда не стремилась достичь соглашения с Приднестровьем",- сказал он. Соглашение - это набор условий, выполняемых обоими сторонами, но Молдова, раз за разом, сначала подписывает соглашения, а затем игнорирует их. Цель Кишинева принципиально иная - используя юридическую казуистику, осуществить разгром приднестровской государственности, разрушить сложившиеся в Приднестровье демократические институты и механизмы, распространив на него установленную в Бессарабии национал-коммунистическую диктатуру."