Иван Георгиевич Бургуджи - гагаузский правозащитник. Начиная с 1989 года подвергается репрессиям со стороны молдавских властей. Корреспондент ИА REGNUMпобеседовал с ним об обстоятельствах его последнего освобождения, о ситуации в Гагаузии и о позиции России в Приднестровье.

ИА REGNUM: Расскажите, на каком основании Вас арестовали и освободили в последний раз?

Чем больше я сидел, тем больше понимал, что народ в Молдавии живет сейчас не по законам, а по понятиям, - и понятия эти устанавливает действующая власть. Меня посадили, нарушая все возможные законы, предав суду по статье, которой вообще нет в Уголовном Кодексе Молдавии - статья 133, пункт 4. На мои доводы о том, что подобная статья не существует, судья ответил, что если я есть, значит и статья есть. Судья также объяснил, что в этом пусть разбираются другие - мол, они выше сидят у них головы светлые, а он человек маленький и если он не вынесет обвинительный приговор, то его уволят, а семью и детей кормить надо. Сперва мне изменили режим содержания в мае 2004 года, к тому моменту я отбыл 1/3 срока. К процессу освобождения подключились международно-правовые организации, парламентские адвокаты и вообще все, кто возможно. Я написал заявление, которое в суде обязаны были рассмотреть, так как у меня не было никаких взысканий - я был отпущен в колонию-поселение. В СИБ (Служба Информации и Безопасности - молдавская госбезопасность - прим. ИА REGNUM) упустили момент моего освобождения из зоны. Министр юстиции Василий Долгиеру получил письменный выговор от президента Молдавии Владимира Воронина за то, что меня освободили, а затем и вовсе был уволен с работы. Мы с ним потом познакомились, ему было очень интересно, из-за кого его сняли с должности.

Два месяца я был относительно свободен, но за мной постоянно следили, прослушивали телефонные разговоры, фотографировали и снимали на видео, то есть документировали все мои действия. В июне 2004 года мы с друзьями-оппозиционерами отдыхали в баре, я произнес тост, в котором предложил выпить за упокой души нынешней партии власти, партии коммунистов.

А в это время за соседним столиком сидел агент СИБ и записывал наш разговор. В тот же вечер меня забрали и без суда посадили в зону, ОЩ-29/9. Сначала дали 15 суток штрафного изолятора, пока я сидел, мне оформили три взыскания и возвели в ранг злостного нарушителя и, не разбираясь, вернули обратно в зону, без всякого вступившего в законную силу судебного решения. При этом мне говорили, что приказ о моей изоляции получен от самого господина президента Воронина. И, что я должен говорить им спасибо, что они не обнаружили оружие в камере или наркотики. В процессе обжалования меня держали в колонии вместе с другими заключенными, хотя бывших сотрудников правоохранительных органов нельзя держать вместе с остальным контингентом. Наверное, они думали, что со мной там разберутся, но они ошибались. Если в одном месте есть 2-3 гагауза, то уже ничего плохого не случится - гагаузы очень дружный народ.

Я подал в суд заявление, так как меня больше месяца держали в зоне без судебного решения. В заявлении я просил, чтобы возбудили уголовное дело против начальника тюрьмы и генерального директора департамента Министерства юстиции РМ по четырём статьям УК РМ. Одновременно обратился с жалобой в Центр по правам человека РМ. Парламентский адвокат Юрий Перевозник сперва отписался, после чего я еще раз потребовал обратить внимание на свою проблему. Второе заявление возымело действие, парламентский адвокат лично пришел ко мне в тюрьму и в письменном виде обязал руководство колонии отменить все взыскания, как вынесенные незаконно. К этому моменту истекло 2/3 срока моего заключения, и в соответствии с законодательством Молдавии я мог подать заявление на условно-досрочное освобождение. В это же время я получил из Страсбурга письмо, в котором мне сообщали, что для рассмотрения моего дела мне необходимо выслать все копии последующих судебных решений и приложить к ним всю информацию о себе, опубликованную в газетах.(В Европейском Суде по правам человека зарегистрировано заявление Ивана Бургуджи под номером № 28121/02, в котором он кроме своего полного оправдания, требует от молдавских властей возместить ему 20 млн.евро в счёт частичного погашения нанесённого ему ущерба - прим. ИА REGNUM). Видимо все это подействовало: в колонии решили, что я твердо встал на путь исправления, и посчитали необходимым, чтобы на момент вероятного рассмотрения дела в суде, я находился на воле.

16 апреля 2005 года меня отпустили, но при этом агенты СИБ хотели взять с меня подписку о том, что я ни при каких обстоятельствах не появлюсь на территории Гагаузии. Я им сказал, что это незаконно, и, что я уже такую подписку давал Департаменту юстиции и Президентуре РМ, после чего мне разрешили ехать куда захочу, лишь бы поскорее избавиться. Молдавские власти считают, меня "катализатором" - они полагают, что там, где я, всегда у них начинаются проблемы.

ИА REGNUM: Какой вы обнаружили ситуацию в Гагаузии после вашего освобождения?

В Гагаузии меня первым делом встретили такие люди, которые все всегда докладывают начальству, еще в народе их иначе называют "стукачами". Они долго удивлялись, почему меня выпустили на свободу. Соратники же и родственники очень обрадовались освобождению, но сильно переживали, чтобы снова не арестовали. В Гагаузии очень сильно всех запугали, те люди, которые занимаются бизнесом, боятся всевозможных комиссий, иногда дело доходит до разорения. А перед выборами сотрудники СИБ бегали и собирали для компартии с предпринимателей и бизнесменов по 5, 10, 15 тысяч долларов, ну а если кто-то не давал, то насылали на человека комиссию за комиссией, пока человек не обанкротится. Если еще до моего ареста примари (муниципальные главы - прим. ИА REGNUM) были дружны, то сейчас молдавские власти действую по принципу "разделяй и властвуй". Видно, что люди чего-то боятся и многого не договаривают. Примар Комрата (столица Гагаузии - прим. ИА REGNUM) просит меня не проводить митинги, но я знаю, что пройдет 2-3 месяца, и он подпишет заявление на проведение митинга, если же будет сопротивляться, идя на поводу нынешнего руководства Гагаузии, то я подам в суд, но добьюсь разрешения. Дело в том, что все примары Гагаузии запуганы, но я думаю, что мы это "болото" всё равно расшевелим. Ибо молчание и потворство нынешней псевдо-коммунистической власти в Молдавии и Гагаузии - это равносильно предательству своего народа и соучастие в осуществляемом геноциде гагаузского народа. К сожалению, политика коммунистов привела к тому, что люди просто перестали верить в любую власть. В молдавскую власть уже давно не верят.

Но самое страшное - перестали верить властям Гагаузии. И это при том, что права нашего маленького народа нарушаются постоянно. Права отдельно взятого человека у нас кое-как соблюдаются и европейские структуры стараются хоть иногда заострить на этом внимание. А права целого гагаузского народа грубо и беспардонно нарушаются всеми ветвями власти молдавского государства. И, европейские структуры, к сожалению, потворствуют режиму Воронина в этом. В настоящее время власти Молдавии, а также идущие у них в фарватере ставленники Воронина в Гагаузии, по сути дела проводят политику, направленную на то, чтобы каждый гагауз в отдельности замкнулся наедине с собой и, чтобы у гагаузов не было возможности воспроизводить и укреплять этническую национальную культуру. А это, по сути, является целенаправленным, сознательным геноцидом нашего маленького гагаузского народа.

Например, каждый народ имеет право на свои политические партии. Молдова запрещает гагаузам иметь собственные политические партии. Молдавия делает все, чтобы народ не мог объединиться и защищать свои права. По последним данным переписи, проводимой Молдавией, гагаузов - 153 тысячи человек. У нас своеобразная культура и язык, которые мы сумели сохранить, и на сегодняшний день для нас актуальна проблема ассимиляции. Я могу привести в пример: на территории Молдавии когда-то было очень крупное болгарское село, так теперь оно молдавское. Я не хочу, чтобы гагаузов так же ассимилировали.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете деятельность России в приднестровском регионе?

Россия ведет себя так, как в свое время вела себя Турция по отношению к Гагаузии. Это "заячья позиция". У России нет державной политики. Если бы Россия проявляла больше решимости и напора, вела себя как великая держава, то ее бы уважали, или, по крайней мере, боялись. А Россию не то, что не боятся, ее даже не уважают и абсолютно не считаются с ней. Над ней смеются, даже маленькая Молдавия над ней смеется.

Поэтому я одобряю уже хотя бы то, что Россия в последнее время предпринимает по отношению к Молдавии хоть сколько-нибудь жесткие меры. Почему получается так, что Америка может себе позволить кинуть морскую пехоту в любую точку земного шара, если хотя бы одному гражданину ее государства грозит опасность? Кто мешает России делать так же?

Молдавия, Приднестровье, Гагаузия - это "пупок" Европы. А если в центре организма что-то происходит, то это отражается на всех органах. Россия должна блюсти здесь свои интересы. Ведь Россия с США ведут общую политику по борьбе с терроризмом, почему бы тогда не заявить, что России здесь нужна база для борьбы с терроризмом?

Россия правильно делает, что вводит сейчас специальные тарифы на поставку продуктов молдавского производства. Я считаю, что она давно была должна ввести визовый режим по отношению к Молдавии. Те люди, которые из-за этого вернутся в Молдавию, станут именно тем "материалом", тем взрывоопасным механизмом, который сможет уничтожить режим Воронина изнутри. Ведь. это самая революционная, энергичная, молодая, работоспособная часть общества. Ведь именно они, эти люди, поставляют сюда деньги и вопреки своей воле поддерживают режим Воронина. Сейчас в Молдавии практически нет оппозиции.

Еще один способ для России защитить свои интересы - выдавать российское гражданство всем желающим жителям Гагаузии. Думаю, таковых может оказаться более 80 %. Так в свое время делала Болгария и Румынии, причем последняя даже доплачивала желающим получить румынский паспорт.

Россия должна укреплять свои позиции, помня о том, что есть народы, которые всегда ее поддерживали и поддержат. У нас сейчас ширится движение с просьбой к властям Российской Федерации открыть консульство РФ на территории Гагаузии.