Визит начальника управления администрации президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Модеста Колерова в Молдавию и Приднестровье, ряд заявлений Колерова о новой политике России в регионе, сделанных им в Тирасполе, а также участие Колерова и посла России в Молдавии Николая Рябова в траурных мероприятиях, посвященных 13-й годовщине нападения молдавской армии на город Бендеры, вызвали негативную реакцию официального Кишинева, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Первым отреагировал МИД Молдавии, потребовавший 21 июня официальных объяснений от посла Рябова в связи с его и Колерова поездкой в Приднестровье. В заявлении, распространенном через пресс-службу МИД Молдавии, замминистра иностранных дел и европейской интеграции РМ Евгения Киструга выразила сожаление по поводу того, что "этот визит - не единичный случай посещения высокопоставленными российскими чиновниками приднестровского региона без согласования с конституционными властями Молдовы, что не соответствует требованиям дипломатических отношений". (Заявление Киструги не согласуется с положениями Московского Меморандума 1997 года, подписанного в том числе и Кишиневом и никем не отмененного. В Меморандуме, в частности, говорится: "Приднестровье принимает участие в осуществлении внешней политики Республики Молдова - субъекта международного права, по вопросам, затрагивающим его интересы", и далее: "Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях".)

В тот же день, 21 июня, официальное молдавское агентство "МОЛДПРЕС" распространило информацию под заголовком "Кремлевский чиновник вступил в организацию, созданную убийцей Дмитрием Соиным". Руководитель приднестровского филиала Института национальной стратегии России, ученый-социолог, автор примерно ста работ по социологии межэтнических конфликтов и преподаватель трех ВУЗов представлен в ней как убийца. Аналогичные утверждения, а также различные обвинения в адрес Модеста Колерова в частности и российских властей в целом приведены в статье "Пять ударов советника президента России Модеста Колерова по политике Владимира Путина", опубликованной в правительственной газете "Независимая Молдова".

Корреспондент ИА REGNUM попросил Дмитрия Соина по телефону прокомментировать ситуацию:

"На мой взгляд, все происходящее говорит о панике в Кишиневе. Годами Молдавия обманывала Россию, заявляя о своей приверженности к ней, получая под эти заявления разного рода экономические преференции и одновременно проводя антироссийскую и антиславянскую политику за ее спиной. Я хочу подчеркнуть особо: так было всегда. Не было никогда, начиная с провозглашения Молдавией своей независимости, пророссийской политики Кишинева. Не было никогда пророссийского политика Владимира Воронина (президент Молдавии - прим. ИА REGNUM). Была дезинформация, был прямой обман, были иллюзии российской стороны, порожденные неадекватной оценкой ситуации, в том числе и ситуации с правами русскоязычного населения в этнократическом государстве. Сейчас иллюзии рухнули и Россия постепенно, шаг за шагом, получает адекватное представление о ситуации в Молдавии. О том, к примеру, что никакой демократии там давно уже нет, а есть жесткая коммунофашистская диктатура с сильным криминальным душком. О том, что, обвиняя Тирасполь в торговле оружием, наркотиками, людьми, Кишинев таким образом маскирует собственную активную деятельность в этих областях. Причем, в деятельность эту, помимо собственно криминальных элементов, вовлечены и представители власти Молдовы - вплоть до самого высокого уровня. О том, что положение национальных меньшинств в Молдове просто трагично - по сути, они исчезают, их вытесняют либо ассимилируют и уже лет через 20 Молдова станет моноэтническим государством. Впрочем, я полагаю, что еще раньше она окажется в Румынии.

С другой стороны, визиты российских представителей в Приднестровье столь же убедительно демонстрируют нашу демократичность и открытость. Одним словом, кишиневский PR-проект под названием "европейское, демократическое государство Молдова" разваливается на глазах, а из под его руин проглядывает отвратительная диктатура. Отсюда уже недалеко и до изоляции воронинского режима, притом не только со стороны России, но и международной. Естественно, что в Кишиневе нервничают по этому поводу.

ИА REGNUM: Что вы можете сказать по поводу обвинений, выдвинутых в ваш адрес?

Этот набор неизменно используют против меня уже последние лет восемь... Интересно, что ничего нового за восемь лет в Молдавии так и не придумали. Большая часть обвинений в свое время была просто выдумана бывшим комендантом Тирасполя Михаилом Бергманом, активно действовавшим против Приднестровья и в пользу Молдавии. Именно деятельность Бергмана привела к ситуации, когда молдавские спецслужбы наносили нам удары в полном смысле этого слова - из-под полы российской шинели, внедрив своих людей в ряды подчиненных Бергмана. Впрочем, деятельность и Бергмана, и покойного генерала Лебедя, их противостояние нашей республике - отдельная история и тема отдельного разговора, довольно длинного. Скажу лишь, что противостояние было жестким, в ход шли все средства, а поскольку я был активным участником тех событий, ушат грязи достался и мне. За последние 8 лет раз 5 уже, наверное, было доказано, что никаких убийств я не совершал и никаких фашистских организаций не создавал, но этот сюжет, тем не менее, всплывает раз за разом.

Когда же я пытался судиться с публиковавшими эту дезинформацию кишиневскими СМИ, моих адвокатов в Кишиневе попросту вызывали в Службу информации и безопасности Молдовы и запугивали. Были звонки и судьям - словом, в итоге дела прекращались... Это, собственно, обычная практика в сегодняшней Молдове. Воронин, как бывший партноменклатурщик, привык всех своих оппонентов ломать через колено, обливать грязью и запугивать. Собственно, и сейчас ставка сделана "на испуг" моих российских визави: а вдруг я и вправду убийца? А вдруг общение со мной способно скомпрометировать? Довольно примитивный расчет - но Кишинев всегда работал грубо, серьезных профессионалов там, к нашему счастью, нет.

ИА REGNUM: Как по-вашему - этот расчет может сработать?

Сейчас уже навряд ли - времена изменились. И Приднестровье в России узнали лучше: был период восторгов, потом период охлаждения, сейчас все стабилизируется, нас видят такими, какие мы есть. Что, собственно, Приднестровье вполне устраивает. И Молдова, вернее, молдавская элита, ее политическая верхушка, раскрылась целиком и полностью. Да и меня те, кто всерьез работает по Приднестровью, достаточно хорошо знают - именно как социолога. Так что страшилка работать не будет, а Молдова в очередной раз окажется в смешной ситуации.

ИА REGNUM: Есть какие-то факты, на которых основаны обвинения?

Будучи в возрасте нынешних активистов молодежного "Прорыва", я действительно активно участвовал в создании общественных организаций патриотического направления. В 1990 году мною, совместно с группой молодых людей, была учреждена первая некоммунистическая молодежная организация Приднестровья "Русская песня". Да, я всегда был и остаюсь патриотом России и патриотом Приднестровья, чего, кстати, никогда и не скрывал. Правда и то, что Совет по национальной стратегии, директором которого я являюсь, поддержал новый молодежный проект и выступил соучредителем Международной молодежной корпорации "Прорыв!". Более того, наши эксперты участвовали в разработке самой идеи молодежной корпорации нового типа. Но что в этом преступного?

ИА REGNUM: Вы ученый-социолог, преподаете в Приднестровском университете и еще в двух ВУЗах и одновременно - действующий офицер министерства государственной безопасности Приднестровья.

Да, и я не вижу в этом никакого противоречия. Моя работа в МГБ полностью соответствует моему профессиональному профилю исследователя-социолога.

ИА REGNUM: Каковы могут быть, на ваш взгляд, дальнейшие действия Кишинева?

Полагаю, они будут выдержаны в их обычном стиле: резкие, грубо-прямолинейные, неумные и с сильным криминальным душком. Собственно говоря, то, что мы наблюдаем - это начало операции спецслужб. Ни для кого не секрет, что "МОЛДПРЕС" фактически является составной частью Службы информации и безопасности Молдавии (СИБ). Ни для кого не секрет и то, что фирменным стилем СИБ являются похищения людей и ликвидация неудобных персон. Так что лидерам "Прорыва" - отнюдь не только мне, но и молодым, симпатичным ребятам и девчатам, лет 19-20, придется соблюдать некоторую осторожность... Впрочем, нам и не привыкать - зимой этого года группа молдавских полицейских и неустановленных лиц в штатском уже пыталась похитить двух девушек из студенческой организации "Социологическая альтернатива", входящей теперь в состав "Прорыва", в тот момент, когда они работали в Бендерах. Их схватили и собирались вывезти на территорию, контролируемую Кишиневом. Девчат спасло чудо - им просто очень повезло тогда. Это было на вокзале, и группа пассажиров-мужчин вступилась за них. Похитители упустили время, а потом на шум прибежали приднестровские милиционеры и вынудили похитителей бежать. Кстати, похищение людей из Приднестровья - обычная практика молдавской полиции и молдавских спецслужб. Двух таких деятелей - сотрудников молдавской полиции - сейчас судят в Тирасполе. Еще несколько профессиональных похитителей находятся в розыске.

ИА REGNUM: Не боитесь работать в таких условиях?

Я привык, пятнадцать лет так живу. А молодым тоже надо привыкать - на войне, как на войне. Ведь то, что война Молдавии против нас, против приднестровцев, не прекращалась и не прекращается ни на минуту - очевидно для всех, живущих здесь. Надеюсь, что и Россия это, наконец, поймет".