Федерация еврейских общин России (ФЕОР) выразила сегодня, 3 марта, крайнюю озабоченность содержанием электронного учебного пособия по религиоведению, распространяемого кафедрой "Регионоведения" Ульяновского государственного университета. Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе ФЕОР, электронное пособие по религиоведению состоит из двух частей: собственно учебника по религиоведению, в котором все более или менее соответствует стандартам выпуска таких пособий, и приложений с описанием различных религий и сект. "В этих приложениях, которые рекомендуются студентам для более углубленного изучения учебника, как раз и открывается учащимся самое "интересное", - отметили в ФЕОР. - В разделе, посвященном иудаизму, можно обнаружить набор вполне тенденциозных, полуграмотных и антисемитских (что четко видно, в частности, по подаче материала) представлений авторов об этой религии, местами искажающих традиционное понимание еврейской религией описываемых вопросов, а иногда и вовсе не соответствующих действительности. Так, в тексте буквально транслитерируется имя Б-га, которое никогда так не читается в иудаизме и, более того, такое чтение считается кощунственным, раввинам почему-то приписывается ведение богослужения, а основным смыслом еврейского культа становится "достижение целей не идеальных, но вполне земных, политических и экономических".

"После прочтения данного текста у читателей, незнакомых с иудаизмом, может сложиться образ агрессивной культуры, близкой к сектантству, оккультизму, "чернокнижию", носители которой - евреи - стремятся к господству и презирают все остальные народы, - отмечают в ФЕОР. - Вот лишь несколько цитат из текста: "Тогда же формируется и такое учение в иудаизме, как Каббала, главная роль в котором отводится магии и оккультизму. Знаменитый каббалист Элифаз Леви утверждает, что Талмуд есть основа чернокнижия. Многие принципиальные вопросы Библии перетолкованы в Талмуде и в Каббале совершенно в оккультном освещении"; "Ему [Мессии] якобы удастся объединить все человечество на основе особой роли евреев и подчиненного положения всех прочих народов"; "Главной особенностью иудаизма является учение об особой роли еврейского народа...Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство"; "В течение последующих столетий русское государство старалось оградить страну от влияния иудаизма. В 1470 году группа иудейских проповедников под видом купцов и дипломатов прибыла в Новгород, где ими была создана секта, получившая название "жидовствующих", исповедовавшая ересь, отвергавшую все христианские догматы и нравственные нормы. Русским властям пришлось применить предельно жесткие меры для пресечения деятельности секты".

"Экскурс в историю России еще более укрепляет читателей в мысли, что еврейство стремится к господству над другими народами, а в нашей стране произвело революцию 1917 года с тем, чтобы распространить свое негативное влияние на "общественно-политическую и культурную жизнь России", - отмечают в ФЕОР: - "Евреи активно включаются в подготовку революции в России, и аппарат первого революционного правительства примерно на 90 % состоял из иудеев, в том числе детей раввинов"; "Среди раввинов возникло течение "живая синагога", объявившее о поддержке советской власти как избавительницы евреев от "черты оседлости" и "погромов". И, наконец, - кульминация "иудейского засилья" - празднование Хануки на территории Московского Кремля в 1992 году в "одном из главных святых мест Русского Православия, где никогда не было ни одной иудейской святыни или культового сооружения", несмотря на "протесты православной общественности".

"В довершение описания текста приложения, призванного более углубленно знакомить учащихся с еврейской религией, следует добавить, что определенная часть данного опуса посвящена взгляду христианства на иудаизм как на религию в целом, - отмечают в ФЕОР. - В тексте про иудаизм почему-то оказались сопоставления с христианством и учением рериховцев: "Благая весть о Царствии Божием, принесенная Иисусом Христом, не могла, разумеется, удовлетворить тех, кто ждал от мессии зримого и политически очевидного царства земного, в котором все народы покорены евреям"; "Если современные оккультисты (например, рериховцы) учат, что Иисус Христос был очередным аватарой, т.е. воплощением некоего Высокого Духа, то в этом они не новы: в Талмуде говорится о перевоплощении души пророка Исайи (который рисуется страшным грешником) в Иисусе, который, по учению раввинов, больше не перевоплощается, а находится в аду".

Как подчеркивают в Федерации еврейских общин России, "приложения не ограничиваются одним "объективным" повествованием об иудаизме, есть в них и весьма специфические описания католицизма, протестантизма, которые несомненно тоже требуют отдельного рассмотрения. Статья об исламе также не остается без того, чтобы не снабдить ее сопровождающим текстом "Святой Симеон Фессалоникийский об исламе", а статья о протестантизме сопровождается текстами архимандрита Амвросия (Юрасова) "Краткая история протестантизма" и материалом "Церкви, Секты и Учения. Чем отличается Православная вера от западных исповеданий?", отнюдь не комплиментарными по отношению к данному вероучению".

"Подавая материал с подобных ксенофобских позиций, к тому же, безграмотный и несоответствующий исторической правде, создатели учебного пособия по религиоведению подрывают межрелигиозный мир и согласие в Ульяновской области, - считают в ФЕОР. - Учитывая, что этим пособием пользуются студенты - сдают зачеты, экзамены - не удивительно, почему в Ульяновске распространяется антисемитизм в молодежной среде. Напомним, что в январе прошлого года было совершено нападение на здания, занимаемые Ульяновским еврейским общинным центром и синагогой. В нападении участвовало более 10 человек, действующих от имени РОНСа (Российского общенационального союза)". "И это очевидный, яркий пример того, как может преподаваться предмет "Духовно-нравственная культура" в ВУЗах, в каком ключе могут подаваться основы вероучения и особенности других религий, - отметили в ФЕОР. - Позиция ФЕОР по вопросу изучения религий в ВУЗах и школах остается прежней: основы знаний о традиционных религиях России должны преподаваться, однако, преподавание этих знаний должно быть максимально корректным и продуманным. Поэтому при создании учебных пособий, посвященных изучению мировых религий, следует формировать специальный коллектив авторов и консультантов от каждой из традиционных для России религий, способный адекватно воспроизвести перипетии истории и аспекты вероучения каждой из религий. Учебники по религиоведению, созданные с помощью такого подхода, помогли бы понять студентам, что многие основные истины традиционных для России религий могут служить общей платформой для толерантного сосуществования людей разных вероисповеданий".