Столкнувшись с неэффективностью однополярного мира, США пытаются воссоздать «некое подобие квазидвуполярной системы», ища для себя «образ врага». Об этом заявил сегодня, 24 октября, президент РФ Владимир Путин, выступая на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», которое проходит в Сочи (Краснодарский край). «Давайте зададимся вопросом — насколько всем нам комфортно, безопасно, приятно жить в таком мире, насколько он справедлив и рационален? — отметил он. — Может быть, у нас нет веских оснований волноваться, спорить и задавать неудобные вопросы, может быть, исключительность США, то, как они реализуют своё лидерство, — это, действительно, благо? А их повсеместное вмешательство во все дела в мире несёт мир, покой и благополучие? Прогресс и расцвет демократии? И нужно просто, как у нас говорят, расслабиться и получать удовольствие?» «Это абсолютно не так!» — уверен Путин.

«Сейчас мы вновь видим попытки раздробить мир, провести разделительные линии, сколотить коалиции по принципу не „за“, а „против“, вновь сформировать образ врага — как это было в годы холодной войны, — считает российский президент. — И получить право на вот такое лидерство, если хотите — право на диктат». В итоге «вместо урегулирования конфликтов происходит их эскалация, вместо суверенных, устойчивых государств — растущее пространство хаоса, вместо демократии — поддержка весьма сомнительной публики, от откровенных неонацистов до исламских радикалов», — отметил он. По мнению Путина, причиной этого стало «доминирование одной страны и ее сателлитов, поиск „глобальных решений“, которое превратилось в стремление навязать в качестве универсальных собственные рецепты».

"Под давлением правового нигилизма, — подчеркнул президент, — шаг за шагом сдавало свои позиции международное право. Объективность и справедливость приносились в жертву политической целесообразности. Юридические нормы подменялись произвольным толкованием и пристрастными оценками. При этом тотальный контроль над глобальными СМИ позволял при желании «белое» выдавать за «черное», а «черное» — за «белое». «Само понятие „национальный суверенитет“ для большинства государств стало относительной величиной; по сути, была предложена формула: чем сильнее лояльность единственному центру влияния в мире, тем выше легитимность того или иного правящего режима», — полагает Путин.