На Украине продолжает набирать обороты скандал, связанный с отказом Киева от нескольких десятков канадских истребителей. Как стало известно — еще летом Канада предлагала 20 истребителей F/A18 украинской стороне безвозмездно, поскольку машины являются списанными из военно-воздушных сил Канады в связи с закупкой новых самолетов нового поколения, а также десяток специалистов — для обучения украинских пилотов и обслуживания самолетов.

В интервью одному из украинских телеканалов экс-замминистра обороны Украины Леонид Поляков заявил, что Украина отказалась от поставок канадских истребителей F/A18 из-за дороговизны их эксплуатации. «Пилотирование этого самолета потребовало бы переподготовки летчиков, большинство из которых до этого тренировались пилотировать машины еще советского производства. Серьёзно этот вопрос тяжело рассматривать из-за понятных причин… потому что на каждого летчика работает несколько тысяч человек личного состава, которые обеспечивают его полет, применение и которые его учат», — сказал Леонид Поляков.

Это заявление, сделанное в выходные, вызвало бурную реакцию среди украинских экспертов и политиков. Минобороны Украины обвинили чуть ли не в саботаже. В частности, ситуацию анализирует Юрий Бирюков, советник президента Украины. «Итак, когда-то там в прошлом министерству обороны предложили Макдоннел-Дуглас F/A-18. Канада предложила, ага. А мы отказались. И теперь у нормальных людей в голове царапается вопрос: WTF?! А у вышиваты мозг вообще закипает… И ведь интервью-то мало кто посмотрел. И фразу до конца не дослушал. И не вдумался в то, что от предложения отказались абсолютно обоснованно! Потому что это правда — мы не в состоянии себе позволить такие самолеты! Не сможем оплачивать их обслуживание! Не сможем их заряжать (нечем), не сможем поддерживать (нечем и некем). А кто на них летать будет? А где у нас есть комплексы сопровождения полетов? А диспетчеры? А РЭБ и ПВО? Если старенькому пенсионеру предложить пересесть с „жигулей“ на „мазерати“ — толку много будет? Вопрос о переходе на западные стандарты, на западные калибры, на западную технику — вопрос для нас актуальный в перспективе, а не сейчас. Сейчас начинать надо с трусов и носков, с формы, с палаток и спальников, с колесной техники».

Похожего мнения придерживается историк Андрей Плахонин: «По поводу тех самых пресловутых канадских F-18. Экс-замминистра обороны Леонид Поляков — тут я не буду разбирать, с какой целью он затеял слив информации, — вполне верно, хотя и не до конца изложил аргументы, почему сегодня Украине не нужны канадские истребители. Боевой самолет — это не просто боевая единица. Это еще и целая индустрия его обслуживания. Речь не об ангарах, заправщиках, и взлетных полосах. Это квалифицированные механики и запасные части, целая система подготовки пилотов (нельзя просто так пересесть с МИГа или СУ за штурвал F-18)… Для тех задач, которые сегодня стоят перед украинской авиацией, у нас вполне достаточно боевых самолетов, но гораздо меньше квалифицированных пилотов, чтобы часть из них на долгое время сажать за парты и тренажеры. У нас нет достаточно средств, чтобы просто обмундировать нашу армию к зиме, где уж тут изыскать средства на закупку оборудования для ремонтных мощностей под технику НАТО. Не говоря уже о том, что в противостоянии на востоке Украины, с учетом развернутых там Россией новейших средств ПВО и отсутствия у террористов авиации, истребители Украине вообще не пригодятся. А если Россия начнет боевые действия с применением боевой авиации, наличие устаревших F-18, на которых наши летчики едва-едва научатся летать, не будет иметь ровным счетом никакого значения».

Им возражает Виктор Балога, народный депутат Украины: «Украина не имеет права отказываться от какой-либо международной помощи. А когда это военные самолеты, которых у нас по сравнению с Россией катастрофически мало, то это недопустимо. Ибо только за время „АТО“ мы потеряли 6 боевых самолетов. А это — миллионы долларов, которых у нас нет. Слова советников президента о том, что пересадить наших пилотов на F-18 — это то же самое, что пенсионера из „жигулей“ на „мазерати“, и толку с этого немного, вообще не выдерживают критики. Ибо, в отличие от „жигулей“, в „мазерати“ имеется усилитель руля, ABS, автоматическая коробка передач и еще куча удобств, о которых пенсионер может только мечтать. Боюсь даже представить, от чего мы могли еще отказаться, потому что у кого-то руки выросли не из того места и нет своей головы на плечах».

Официально ни Совнацбез Украины, ни Минобороны ситуацию не комментировали.