Абхазия не видит трагедии в прекращении деятельности миссии ООН

В интервью газете "Чегемская правда" министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба рассказал о вопросах внешней политики Абхазии. В частности, на вопрос "Мандат миссии ООН продлен на четыре месяца. В связи с этим как наше руководство смотрит на перспективу присутствия ооновцев в Абхазии? В каком формате и в чем будет заключаться их миссия в дальнейшем?" он ответил:

"Продление мандата миссии рассматривалось в Совбезе ООН, и в итоге его продлили на четыре месяца, сделали так называемое "техническое продление". Это означает, что в течение этого времени нужно согласовать множество вопросов по поводу дальнейшего формата нахождения миссии. "Техническое продление" - это демонстрация того, что есть много противоречий и если их за это время не урегулировать, тогда перспектива самой миссии становится под большим вопросом. Миссия ООН, которая в течение пятнадцати лет осуществляла главные посреднические функции в грузино-абхазских переговорах, сегодня находится неопределенном, подвешенном состоянии. Ее нужно, с нашей точки зрения, переформатировать и адаптировать к изменившейся ситуации. Мы в течение многих лет настаиваем на том, чтобы мандат миссии ООН не должен быть изменен, потому что любые попытки внести изменения в мандат, они просто разрушат переговорную базу. Грузинская сторона, как известно, все это время настаивала на внесении существенных изменений в мандат. Они требовали изменения функции миротворческих сил, изменения формата миротворческих сил. Они пытались внести поправки в повестку дня, они пытались изменить и отказаться от некоторых механизмов, которые были согласованы в процессе переговоров. Мы всегда были против этого, потому что мы говорили, если Грузия пытается внести какие-то изменения, естественно, у нас могут возникнуть такие же желания внести существенные поправки. Потому что не все нас удовлетворяло в этом мандате, но мы понимали, что любое вторжение в этот процесс, просто разрушит те хрупкие договоренности, которые имеют место. Но после того, как Грузия вышла из Московского соглашения, отказалась от миротворческих сил, все это потеряло актуальность и, фактически, мандат мисси ООН нужно осмысливать заново. Потому что те же военные наблюдатели ООН, которые здесь есть, они должны были действовать во взаимодействии с миротворческими силами. И многие другие аспекты переговорного процесса, базировались на Московском соглашении, которого после отказа Грузии, теперь нет. Так что нужно заново осмысливать ситуацию, а если заново осмысливать, тогда необходимо оценивать произошедшие изменения и адекватно на них реагировать, поэтому мы внесли ряд поправок. В первую очередь, мы считаем, нужно изменить название миссии. Уже не может быть приемлемым название "Миссия ООН в Грузии". Если миссия собирается и дальше базироваться в Абхазии, то она должна называться "Миссия ООН в Абхазии". Кроме того, не может быть тех функций, которые были ранее у военных наблюдателей ООН, потому что их функция была наблюдать за миротворческими силами. Но сейчас миротворческих сил нет, а значит, нет ясности, за чем они будут наблюдать? Все это требует осмысления и это объективность, созданная не нами. Изменения внесены не нами, так сложились реалии, не по нашей вине. Поэтому непонимание этой ситуации, попытка сохранить все как было, не может быть объективной. И рано или поздно, придется считаться с реальностью. Есть в Совбезе ООН страны, которые пытаются в интересах Грузии отстаивать какие- то несуществующие реальности, это временная конъюнктура, которая, с нашей точки зрения, все равно рано или поздно, после того, как улягутся эмоции, должна быть переосмыслена. Поэтому сейчас, ничего лучше того, что было принято - "техническое продление", придумать невозможно. Это означает, что дается срок сторонам попытаться согласовать свои противоречия. Если это удается, значит, есть возможность сохранить присутствие миссии ООН на территории Абхазии, если не удастся, значит, она будет свернута. Мы не видим трагедии в том, чтобы миссия прекратила свою деятельность, хотя за все эти годы ею было сделано немало. Миссия ООН была фактором невозобновления войны, потому что пока шел переговорный процесс, это означало, что стороны не могут прибегнуть к военному решению. Хотя мы видели, что Грузия очень часто игнорировала и резолюции Совбеза ООН, и ранее принятые соглашения, подписанные под эгидой ООН. Все это было, но тем не менее, были сдерживающие механизмы. Если этого не будет сейчас, то ситуация для нас тоже изменилась. У нас есть соглашение с Российской Федерацией, которое предусматривает военное сотрудничество, у нас есть гарантии со стороны России в обеспечении безопасности Абхазии. Так что в этом смысле у нас опасений нет, но мы считаем, что у миссии ООН есть еще много возможностей для того, чтобы эффективно участвовать в процессе урегулирования. Не все вопросы решены, у нас еще есть много проблем, которые нужно решать и во взаимоотношения с Грузией, и во взаимоотношениях с Грузией, и во взаимоотношениях с мировым сообществом, и наше стремление быть признанным мировым сообществом также определяет наши интересы присутствия в Абхазии миссии ООН. Поэтому мы всегда говорим, что мы за то, чтобы ООН оставалась, но, она, эта миссия, должна продолжать свое присутствие, с учетом произошедших изменений. Если этого не будет, ей придется свернуть свою деятельность Абхазии, никакой трагедии в этом не будет" ("Чегемская правда")

Абхазии не нужны инвестиционные ресурсы любой ценой

После признания Россией независимости Абхазии 26 августа возник и вопрос о создании свободных экономических зон. Причем, мнения политиков по поводу так называемого оффшора разделились. К примеру, глава республики Сергей Багапш на пресс-конференции для журналистов высказался в пользу создания оффшорной зоны. "У Абхазии есть все, чтобы стать свободной экономической зоной", - сказал он. "В свободной экономической зоне не обязательно может быть Конституция Абхазии. Там могут быть и законы другого государства. Мы пытались так уйти от политики. Такой вопрос будет прорабатываться. Я считаю, что если в независимой Абхазии будет оффшор, то это для нас благо, большое благо. Развитая банковская система, развитие бизнеса, грузов, транспортных развязок - вот это все оффшор. Посмотрите страны, посмотрите, что делается в мире, где под каждым мощным экономически развитым государством существует оффшор, из которого все это приводится". Однако не прошло и недели, президента опроверг министр иностранных дел Сергей Шамба. "Свободная экономическая зона?! Этот вопрос даже не обсуждается, ничего такого мы не планируем".

"Нужная газета", развивая тему, взвешивая все "за" и "против", обратилась за комментарием к заведующей отделом экономики ЦСИ при президента Абхазии Фриде Лазба. Фрида Лазба не сомневается, что признание суверенитета Абхазии приведет в перспективе к всеобъемлющему включению ее в мировые глобализационные процессы. На ее взгляд, "уже сегодня становится очевидным, что новые условия, открытые этим признанием, ставят на повестку дня вопросы выработки новой стратегии развития, основанной на экономическо-правовых приоритетах". По мнению Ф. Лазба, перспектива стать полноценным субъектом международного права вынуждает "нас следовать общемировым тенденциям экономического развития". По словам экономиста, благодаря оффшорам крупные финансовые и промышленные корпорации получили возможность проведения финансовых операций без уплаты налогов. "Основной характеристикой, отличной от Абхазии, наряду со сходствами: ограниченность природных ресурсов, неразвитые внутренние рынки, большая зависимость от экспорта и туризма, - является признанность этих территорий мировым сообществом". "Признание Абхазии расширяет арсенал средств, ресурсов, механизмов экономического развития нашей страны, связанных прежде всего, с Россией: ведь именно она представляет для нас как огромный рынок потенциальных инвестиций, так и рынок потенциального сбыта", -отмечает Лазба, подчеркивая при этом, что надо исходить из реалий сложившихся в самой России. "Модель, которую мы примеряем на себя, должна быть адекватна интересам российского государства и российского бизнеса. Оффшор - это модель, и механизм, которые, кстати, в 90-е годы апробировались и в России. Выполнив определенную роль в ее экономическом развитии, он трансформировался в более прогрессивные механизмы привлечения инвестиций, став достоянием истории".

Экономист обращает внимание на принятый в России закон "Об особых экономических зонах". "Представляется, что для применения этого механизма и в Абхазии есть больше оснований и целесообразности. Россия как государство не согласится на то, чтобы активы российского бизнеса уходили от легализации на территорию Абхазии, да и Абхазии не нужны инвестиционные ресурсы любой ценой. Кроме того, Абхазии нужны инвестиционные ресурсы в конкретные отрасли развития". В связи с этим, Ф. Лазба подчеркивает, что оффшорные компании не рассчитаны на селективность: их привлекают возможность самостоятельного выбора сферы приложения, без каких бы то ни было ограничений при максимальной конфиденциальности ведения операций. "В контексте гармонизации законодательства Абхазии и России, а также в связи с необходимостью диверсификации структуры экономики нашей страны, особые экономические зоны позволяют, привлекая иностранный капитал, инвестиции, решать важные долгосрочные общегосударственные программы. В Абхазии есть определенный опыт правового регулирования иностранных инвестиций, который необходимо совершенствовать с учетом новых реалий", - считает Ф. Лазба.

Говоря о минусах, которые несут за собой оффшоры, Ф. Лазба выделяет, прежде всего, отсутствие прозрачности и выбора приложения, не интересующие национальное государство, интересующее инвестора. "Отсутствие эффективной системы государственного контроля на современном этапе развития, тот эффект который связан с большим объемом, привлечения инвестиционных оффшорных компании. Если не будет системы контроля, то компании пойдут в тень, будет возрастать теневая экономика",- резюмировала Ф. Лазба. ("Нужная газета")

Не пора ли создать собственную церковь?

Таким вопросом задается "Чегемская правда" в связи с отказом Священного синода Русской православной церкви включить Сухумско-Абхазскую епархию в свой состав. "В отличие от светской власти, признавшей независимость Абхазии, русское духовенство решило придерживаться рамок "территориальной целостности Грузии". По крайней мере, так постановил собравшийся на минувшей неделе Священный синод Русской православной церкви - высший орган церковного управления, отреагировав на письмо Отца Виссариона с просьбой включить возглавляемую им Сухумско-Абхазскую епархию в лоно РЦП. Таким образом, русские церковные иерархи решили не только не портить отношения с грузинской церковью, но и отказались соответствовать политической линии Кремля в отношении Абхазии и Южной Осетии", - пишет "Чегемская правда".

Газета ссылается на мнения экспертов, которые объясняют сложившуюся ситуацию - когда позиция РЦП фактически разошлась с кремлевской, - тем, что Русская православная церковь боится лишиться в лице грузинской церкви чуть ли не единственного своего союзника в православном сообществе церквей. "В отличие от "мирской" ситуации, где признание Кремлем независимости Абхазии и Южной Осетии практически никак не угрожает целостности самой России, у русской православной церкви "духовный сепаратизм" одна из самых больших проблем. Самая последняя из них связана с Эстонией, где от РЦП отпочковалась в отдельную церковную единицу Эстонская апостольская церковь", - отмечает издание.

Сохранение влияния Русской православной церкви на пространство СНГ газета называет одной из главных злободневных проблем, стоящих перед патриархом Алескием II. "Отказываясь принимать в лоно РЦП абхазскую епархию, он (Алексий II) как бы пытается обезопасить Русскую православную церковь от дальнейших дезинтеграционных процессов... если Русская православная церковь, под лоно которой Сухумо-Абхазская епархия стремилась все послевоенные годы, не имеет никакого желания видеть у себя абхазов, и Алексий II нам настойчиво рекомендует оставаться в рамках грузинской церкви, возникает резонный вопрос - не стоит ли поставить вопрос о создании отдельной Абхазской церкви?. Ведь учитывая не догматичную позицию константинопольского патриарха в отношении признания новых православных церквей, шансов реализации проекта независимой Абхазской церкви гораздо больше, нежели с завидным упорством стучаться в наглухо закрытую дверь, то бишь, ворота РЦП, которые никто не желает нам открывать", - заключила "Чегемская правда".

"Апсар" - имиджевая составляющая страны

26 сентября впервые Национальный Банк Абхазии выпустил в обращение памятные монеты из драгоценных металлов. Событие приурочено к пятнадцатилетию Победы в Отечественной войне 1992-1993 гг. Монеты отчеканены на Санкт-Петербургском монетном дворе. Их четыре вида - серебряная, номиналом 10 апсаров серии "Выдающиеся личности Абхазии" с изображением первого президента Владислава Ардзинба; серебряная монета с выборочным золочением номиналом 10 апсаров серии "Отечественная война народа Абхазии 1992-1993 гг" с изображением фигуры воина со знаменем; золотая монета номиналом 50 апсаров серии "Отечественная война народа Абхазии 1992-1993 гг" с изображением фигуры воина со знаменем и золотая монета номиналом 50 апсаров серии "Выдающиеся личности Абхазии" с изображением Владислава Ардзинба. Тираж серебряной монеты до 2000 штук, а золотой - до 1000 штук. Как пишет "Нужная газета", хоть монеты и являются официальным платежным средством на территории республики, в свободном обращении их вряд ли встретишь. "В канун пятнадцатилетия они пользовались большим спросом среди гостей праздника. Все уважающие себя местные нумизматы тоже поспешили их приобрести. Самый известный в стране нумизмат, как мы помним еще из президентской избирательной кампании, - министр иностранных дел Сергей Шамба, - пишет газета. Как сообщил Шамба "Нужной газете", апсары в его коллекции уже есть. Монеты, как пишет газета, можно приобрести по заявке в Национальном Банке или в коммерческих банках Абхазии. Коммерческие банки столицы опровергают слухи о том, что спрос на "апсары" ажиотажный. По словам представителей одного из банков, перед праздником спрос был больше со стороны гостей. "Спрос спонтанный, обращаются один-два человека в день", - сказал представитель банка. При этом как отмечает газета, стоимость золотой монеты в коммерческом банке сегодня 23.000 рублей. Серебряная монета с позолотой 4 500 рублей, а просто серебряная монета обойдется в 2000 рублей. "Для банковской системы Абхазии памятные монеты - это, скорее, декоративное украшение. Но для Абхазии как страны - апсары являются имиджевой составляющей", - считают в банке ("Нужная газета").