На заявление министра образования и науки России Андрея Фурсенко о том, что право преподавания школьных предметов на национальных языках сохранится в полном объеме и после введения новых образовательных стандартов, во многом повлияла работа координационного совета руководителей конгрессов башкирского, марийского, татарского, удмуртского, мордовского и чувашского народов. Об этом ИА REGNUM заявил президент Чувашского национального конгресса Геннадий Архипов.

Архипов отметил, что основной причиной для создания координационного совета стало исключение в законе об образовании национально-региональной составляющей в рамках принятого образовательного стандарта. В связи с этим ранее в Госдуму было направлено обращение от членов координационного совета: "Оно касалось в основном одного вопроса - того, что национально-региональный компонент в российском законе забыт, его нет вообще. Для нас это очень важно. Региональный компонент никому никогда не мешал. Нет образования - нет языка". При этом Архипов также напомнил, что в Госдуму до принятия поправок были направлены соответствующие обращения и от национальных республик. "Тогда ответ пришел, что все будет нормально. И вдруг - принимают", - недоумевал собеседник, пояснив при этом, что речь о притеснении национальных прав нерусских народов не идет: "Я думаю, что любой народ об этом бы сказал. Такие поправки не должны были быть приняты, мы просто мягко сказали, что надо вернуться к этому закону и его исправить. Во всяком случае, у татар и башкиров - однозначный вывод: они никогда не смирятся с этим".

Напомним, глава Минобранауки России Андрей Фурсенко сообщил 18 ноября на заседании в Казани по вопросу сохранения национально-регионального компонента, что преподавание языков регулируется не законом "Об образовании", а законом "О языках народов РФ", где все четко прописано. При этом он также подчеркнул, что "никаких шагов, которые в какой-то степени могли бы ухудшить ситуацию с преподаванием родных языков при изменении стандартов в средней школе, не будет сделано". По мнению Архипова, на вчерашнее заявление Фурсенко во многом повлияло обращение координационного совета. Президент Чувашского национального конгресса также подчеркнул, что если бы изначально при разработке поправок учитывалось мнение регионов, в частности, национальных республик, то подобных вопросов и проблем удалось бы избежать.

Архипов заметил, что хотя изменения в законе мало отразились на изучении и сохранении чувашского языка в Чувашии и больших затруднений он не принёс, но "республике стоит задуматься об этом". В частности, он обратил внимание на то, что в республике по-прежнему на изучение чувашского языка предусмотрено три часа в неделю, в то время как в Татарстане - шесть.

В Минобразовании Чувашии сообщили, что родной язык в республике преподают 1040 учителей, из которых 98% имеют высшее образование, более 80% - квалификационные категории. На изучение чувашского языка и чувашской литературы в русскоязычных школах в первом классе предусмотрено два часа в неделю, в 2-9 классах - три часа, 10-11 классах - один час. В национальных школах в первом классе на изучение чувашского языка и проведение литературных чтений предусмотрено пять часов в неделю, 2-6 классах - шесть часов, 6-8 классах - четыре, 9 классе - три, 10-11 - два часа. Сегодня в республике 344 чувашских, 177 русских, 17 татарских и четыре мордовских школы. В 1-5 классах чувашских, татарских национальных школ обучение ведется на родном языке. Работают армянская, еврейская, немецкая, татарская воскресные школы, где дети изучают родной язык, культуру и обычаи своего народа. Во всех дошкольных учреждениях (в 146 чувашских, пять татарских, два мордовских, 277 русских) созданы условия для организации воспитательно-образовательной работы на родных языках.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, поправки в законы "Об образовании " и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предполагающие введение федерального государственного образовательного стандарта взамен действующего госстандарта, были внесены в Госдуму правительством РФ 29 июня 2007 года. Согласно поправкам, ныне действующий институт государственных образовательных стандартов, состоящий из трех компонентов - федерального, регионального (национально-регионального) и компонента образовательного учреждения - меняется на институт "федеральный государственный образовательный стандарт". Новый стандарт компонентного деления не предусматривает.

Татарстан, а вслед за ним ряд национальных республик высказались за сохранение национального компонента в образовании. Здесь считают, что принятые поправки не учитывают национальных особенностей народов Российской Федерации и исключают право регионов участвовать в образовательном процессе, что противоречит Конституции РФ, которая устанавливает, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении России и ее субъектов, а также гарантирует право человека на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.