Судьба ансамбля Московского газового завода все еще не решена. Намеченное на 3 марта заседание комиссии при правительстве Москвы по сохранению зданий в исторически сложившейся части города (так называемой "несносной комиссии") под председательством заместителя мэра Москвы Владимира Ресина, в ходе которой, как ожидалось, должно было быть принято решение, санкционирующее снос большей части исторической застройки, перенесено на следующую неделю.

Большие газгольдеры сегодня

Напомним, что речь идет о постройках на территории современного завода "Арма" по адресу: Нижний Сусальный переулок, д. 5. Там в 1865 году были сооружены здания завода по производству светильного газа. Все постройки решены в едином стиле, свойственном кирпичной промышленной архитектуре второй половины XIX в. Самыми выразительными их них являются четыре цилиндрических газгольдера (резервуары для хранения газа) высотой 20 м и 40 м в диаметре, построенные по проекту Рудольфа Бернгардта. Позднее при увеличении мощности завода в начале XX в. рядом с ними появился еще один небольшой газгольдер и новые корпуса, а в советское время на территории завода появился еще ряд построек, большинство из которых не обладают ни художественной, ни исторической ценностью.

Уникальный ансамбль промышленной архитектуры - единственный подобный завод в Москве - дошел до нашего времени полностью сохранился, лишь один из больших газгольдеров сильно поврежден пожаром. После того, как завод "Арма" свернул производство, на его площадях расположились многочисленные арендаторы, привлеченные необычностью помещений - художественные галереи, шоу-румы дизайнеров, архитектурные бюро, рекламные агентства, клубы, рестораны и т.п. Это принесло территории Московского газового завода, несмотря на всю ее неухоженность, репутацию одного из самых модных мест Москвы.

Напомним, что, несмотря на то, что весь комплекс зданий Газового завода был заявлен к постановке на государственную охрану как образец промышленной архитектуры, по решению историко-культурного экспертного совета при комитете по культурном наследии города Москвы (Москомнаследия), только большие газгольдеры и два административных корпуса получили статус ценных градоформирующих объектов, что гарантирует сохранение их фасадов и общих габаритов при практически свободной внутренней реконструкции. Вся остальная застройка заведомо обречена на снос при предполагаемом строительстве на территории бывшего завод бизнес-центра. Окончательное решение, которое определит их судьбу, должна принять упомянутая выше "несносная комиссия".

По просьбе ИА REGNUM, своим мнением о целесообразности сохранения застройки Московского газового завода поделилась председатель правления Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) Марина Хрусталёва.

ИА REGNUM: Марина Александровна, в чем, на ваш взгляд, заключается ценность застройки Московского газового завода?

На сегодняшний день во всем мире общепринято представление о промышленном архитектурном наследии как о неотъемлемой части культурного наследия в целом. В большинстве европейских стран и в США "конверсия" промышленных зданий началась несколько десятилетий назад и сегодня из разряда экзотики и маргинальных опытов перешла в разряд мейнстирма - не только с точки зрения реставрации, но и с точки зрения девелопмента. Международные ассоциации, специализированные выставки, многочисленные тематические издания лишь подчеркивают жизнеспособность такого подхода.

К сожалению, осознание ценности московского промышленного наследия отстает не только от западной, но и от российской практики - так, фабричная архитектура Петербурга исследована и предъявлена гораздо полнее и основательнее столичной. Около двух десятков примеров "новой жизни" московских промышленных комплексов, безусловно, уже формируют заметный тренд (MAPS с начала своей деятельности привлекает внимание к этому феномену наравне с иностранным опытом), но при этом не гарантируют похожей благополучной судьбы "отстающим" объектам. Исчезновение или существенное искажение любого из них истончает тот удивительный исторический слой, который представляет собой промышленная архитектура. Для такого огромного мегаполиса как Москва этих ансамблей осталось совсем немного. Газовый завод - уникальный объект и по функции, и по архитектурным решениям. Аналогов ему в Москве нет, и потеря такого уникума неизбежно обеднила бы город.

ИА REGNUM: Может ли полное сохранение этого объекта быть экономически целесообразным?

Существуют разные подходы к вычислению экономической целесообразности. Если говорить о краткосрочных интересах конкретного девелопера, заинтесованного в эффективном "освоении" участка, мы получим один результат, и наличие исторического объекта на этом участке, скорее всего, будет восприниматься как минус. Если говорить о долгосрочных перспективах развития города, с определенным качеством жизни в нем, насыщенностью и разнообразием городской среды, ощущением подлинности, его познавательными возможностями, привлекательностью для туристов - сохранение уникальных исторических объектов в их целостности всегда даст внушительный плюс. Это не демагогия, а основа основ современного западного градоустройства. Об этом можно прочитать в западных учебниках, написанных по итогам десятилетий исследований, которые в последние годы издаются и по-русски, в том числе, и под эгидой Москомнаследия.

ИА REGNUM: А нужен ли вообще Москве такой объект?

На протяжении многих лет Газовый завод, как и большинство промышленных территорий, был недоступен для москвичей. Мы фактически обрели его уже после закрытия производства, когда брошенные корпуса стали осваиваться художниками. Популярность этого места говорит сама за себя; удивительная архитектура газгольдеров притягивает внимание и составляет львиную долю маркетинговой привлекательности объекта - во что бы он ни превратился после реконструкции.

ИА REGNUM: К сожалению, подробности проекта, ради осуществления которого предполагается осуществить снос большей части исторических построек, неизвестны. Понятно только, что на территории завода развернется новое строительство, которое полностью изменит историческое окружение немногих сохраняемых зданий. Как вы оцениваете такой подход, с точки зрения современной мировой практики индустриальной конверсии?

Закрытость градостроительного процесса - одна из главных бед современной Москвы. Недостаточно прозрачны процедуры постановки исторических зданий на государственную охрану; конкурсные процедуры; процесс согласований на экспертных советах. По закону, все эти институты должны гарантировать сохранность памятников и качество современных внедрений в историческую среду. На деле мы встречаемся с одним разочарованием за другим. Ближайший аналог Московского газового завода - знаменитый венский комплекс "Газометр" - был реконструирован в результате международного конкурса, привлекшего известнейших архитекторов. Кстати, его экономическая эффективность не вызывает сомнений.

ИА REGNUM: Наступивший экономический кризис нанес серьезный удар по строительной отрасли Москвы. Как, на ваш взгляд, он может отразиться на судьбе архитектурного наследия города?

С одной стороны, кризис означает приостановку или отмену многих намеченных проектов, в том числе, и связанных с возможными угрозами для исторической архитектурной среды. С другой стороны "выжившие" проекты могут реализовываться с большей беспринципностью. Не секрет, что внимание к памятникам требует и средств, и времени. На этой неделе Юрий Лужков призвал Москомнаследие "не затягивать" с оформлением документов, чтобы не тормозить работу строительного комплекса - оплота столичной экономики. Стремление обеспечить людей работой похвально, но город не должен восприниматься как ящик с конструктором "Лего" - дешевый и необременительный способ на время занять детей.