Ряд политиков постсоветских стран, среди которых можно выделить президента Молдавии Владимира Воронина, в качестве своих целей на ближайшую перспективу неоднократно называли стремление заключить соглашение об "ассоциированном членстве" с Европейским союзом. 17 июля 2008 года на заседании Национальной комиссии по европейской интеграции Молдавии Воронин заявил, что "Молдавия должна настаивать на заключении Соглашения об ассоциированном членстве в Евросоюзе до парламентских выборов", которые пройдут в Молдавии 5 апреля 2009 года. После этого молдавский президент делал подобные заявления неоднократно, в результате чего тема "ассоциированного членства" является предметом активного обсуждения среди молдавских политиков и экспертов. Последний раз Воронин заявил, что "Молдавия рассчитывает на подписание с Европейским союзом соглашения, предоставляющего республике статус ассоциированного члена ЕС" 11 марта, в ходе встречи с председателем парламента Хорватии Лукой Бебичем. Корреспондент ИА REGNUM 13 марта обратился в представительство Европейской комиссии в России с целью получить разъяснения по поводу функционирования механизма "ассоциированного членства в ЕС" и содержания самого этого термина.

Как сообщили в представительстве Еврокомиссии, такого понятия, как "ассоциированное членство" в базовых документах ЕС нет. Существует несколько вариантов соглашения об ассоциации с ЕС. Первое - это соглашение о стабилизации и ассоциации, которое недавно было подписано с рядом западнобалканских государств. Речь идёт об Албании, Боснии и Герцеговине, Черногории и Сербии, являющимися потенциальными кандидатами на членство в Евросоюзе. В свою очередь, Хорватия, Турция и Македония являются уже действующими кандидатами на принятие в ЕС, и с первыми двумя из этих трёх стран ведутся переговоры по вступлению в данную структуру.

Соглашения о стабилизации и ассоциации подразумевают твёрдое намерение стран региона (в данном случае, Западных Балкан) в будущем присоединиться к Евросоюзу, пояснил представитель Еврокомиссии. В договорённостях, которые были подписаны Евросоюзом с каждым из этих государств прописываются общие права и обязанности, суть которых заключается в том, что эти страны постепенно создают с ЕС зону свободной торговли, а также проводят политические реформы, нацеленные на принятие европейских стандартов с тем, чтобы в этой области как можно плотнее сблизиться с Евросоюзом. Параметры каждого соглашения могут варьироваться в зависимости от особенностей того или иного государства.

Ещё один вариант соглашения об ассоциации с Евросоюзом, подразумевающий перспективу членства в этой организации - это договор, который был подписан между ЕС и Турцией. В 1963 году этой стране была предоставлена перспектива членства в ЕС, сейчас Турция является кандидатом на вступление в Евросоюз.

Другой тип договорённостей, предоставляющий перспективу членства в ЕС - это так называемые европейские соглашения, которые были заключены между Брюсселем и странами Центральной и Восточной Европы, позднее вошедшими в Евросоюз во время последних расширений.

Остальные типы соглашений об ассоциации перспективу членства в ЕС не предоставляют. Из числа таких соглашений можно выделить договорённости Брюсселя со странами Средиземноморья (Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Иордания, Израиль, Палестинская Автономия и Ливан). У Евросоюза также действуют соглашения о партнёрстве и сотрудничестве со всеми странами СНГ, включая Россию, но они не являются договорённостями об ассоциации и не подразумевают перспективы вступления в ЕС.

При этом, по словам представителя Еврокомиссии, в любом случае, употреблять словосочетание "ассоциированное членство" неуместно. "Эти государства являются участниками определённого процесса, но слово "членство" нигде не упоминается. У ЕС есть члены, а также страны-кандидаты и страны-потенциальные кандидаты. Поэтому слово "членство" употреблять не стоит", - подчеркнули в представительстве Еврокомиссии в Москве.

Из постсоветских государств переговоры по заключению соглашения об ассоциации с ЕС на сегодняшний день ведёт только Украина. Однако, как отмечают в Еврокомиссии, это будущее соглашение также не предоставляет перспективы членства в Европейском союзе.

Определённую роль в сотрудничестве постсоветских стран с ЕС играет программа "Восточное партнёрство" (принятая по инициативе Польши и Швеции и предполагающая участие Белоруссии, Украины, Армении, Молдавии, Грузии и Азербайджана - прим. ИА REGNUM), участие в которой можно рассматривать как шаг к заключению соглашения об ассоциации. Однако участие в "Восточном партнёрстве" не является достаточным условием для начала переговоров по данному соглашению, заявил представитель Еврокомиссии. Оно является лишь одним из факторов, который в перспективе может способствовать началу этих переговоров, наряду с политическими и экономическими реформами. "Начало переговоров о стабилизации и ассоциации - это абсолютно отдельный вопрос, которые каждая страна должна будет отдельно обговаривать с Евросоюзом", - пояснил представитель Еврокомиссии.

"По отношению к ЕС отдельная страна может быть либо его членом, либо нечленом, либо действующим или потенциальным кандидатом на вступление. "Ассоциированным членом" ЕС государство быть не может", - подчеркнул представитель Еврокомиссии.